Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Призванная на служение

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Призванная на служение 02.12.2022

Митрополит Климент: Призванная на служение

Какое чудо человек видит, когда происходит смена времени года – осень заканчивается и зима начинается. В этом году это особенно впечатлительно. В последние дни ноября выпал снег, и все вокруг изменилось. Прогуляться по дорожкам парка одно наслаждение. Начало зимы – особая радость на душе.
Но еще первый месяц зимы дает нам и радость духовную. 4 декабря мы отмечаем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Почему в Православной Церкви такое почитание Богородицы? Давайте поговорим об этом в преддверие этого праздника.
Согласно учению Церкви, человек достиг максимально возможной святости именно в лице Богородицы. Дева Мария – самый святой человек. Не другие великие святые, столпники, подвижники, отшельники, не Креститель Господень, Иоанн Предтеча, а именно Божия Матерь. Она более всех приблизилась к Богу. И не только потому, что Она родила Христа.
Как-то некая женщина, из толпы, которая шла за Христом, похвалила Деву Марию за то, что Она родила такого Человека. Она сказала, обращаясь к Христу: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27). А Господь ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Он говорит, что Его Матерь блаженна не потому, что Она Его родила, а родила Его потому, что Она блаженна, потому что исполняла волю Божию. Тут важно понять, что первично. И согласно словам Господа, причина и следствие меняются местами, правильно расставляются приоритеты.
И это для нас очень важно: не смотреть на внешнее, на земное, а постоянно уходить вниманием в состояние своей души. Спрашивать себя: «Где я нахожусь? В каком я состоянии? Кого сейчас предпочитаю: Бога или свое эго?»
Господь сказал однажды: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50). Протестанты толкуют эти слова Христа в уничижительном для Пресвятой Богородицы смысле. Но ничего обидного в них нет для Девы Марии. Она же исполняла волю Господа. Если бы Она ее не исполняла, тогда было бы обидно. На вечерней службе мы поем песнь Пресвятой Богородицы, где Она, по сути, и говорит, что Господь чтит Ее не просто за то, что Она Его родила, а за то, что Она исполняла волю Божию.
Тот, кто не почитает Пресвятую Богородицу, тот не является православно верующим человеком. Скажем кратко, как понимают личность Девы Марии, как почитают Ее, католики и протестанты. Это важно понимать, чтобы лучше разбираться в православном учении о Божией Матери.
У протестантов вообще нет почитания Божией Матери. Они относятся к Деве Марии как к простому человеку. У них нет и почитания святых. Это проистекает из протестантского богословия спасения. Оно кардинально иное, по сравнению с православным. Согласно их учению, достаточно, чтобы человек уверовал во Христа и крестился. Это сразу означает то, что такой человек стал святым, он спасен. Все протестанты считают себя спасенными, святыми, поскольку они уверовали во Христа и крестились. Исходя из их логики, нет смысла выделять каких-то отдельных святых, молиться им, просить их помощи в нашем движении к Богу. Согласно этой же логике, нет смысла и особо выделять Богородицу.
Католики, в отличие от протестантов, почитают Божию Матерь. Но разница между православной и католической мариологией (учением о Божией Матери) – огромная. Согласно католическому учению, Дева Мария была изъята из первородного греха особым действием Божиим. Как поясняет протоиерей Сергий Булгаков, католики утверждают, что Дева Мария «с первого мгновения Своего зачатия, особенной благодатью Всемогущего Бога и в силу особенной привилегии, во внимание заслуг Иисуса Христа, Спасителя нашего рода, сохранена была свободной от всякого пятна греха». Из этого следует, что не Сама Дева Мария, своим свободным выбором, своим стремлением к Богу, своей святостью, заслужила стать Божией Матерью, а просто Господь Ее заранее такой сделал. Это только Бог при самом рождении Девы Марии, поставил Ее «в исключительное положение, при котором Она могла не грешить уже не Своею силою. И этим самым унижаются человеческая свобода и достоинство, которые так нерушимо сохраняются в православном учении». И в этом – глубочайшая пропасть в понимании личности Пресвятой Девы в православии и католичестве.
И если православные отцы тоже говорят о том, что Господь избрал Деву Марию стать Своей Матерью «предвечно», то речь здесь идет не об изъятии Марии из общечеловеческой природы особым действием Божиим. Она избрана предвечно в том плане, что Господь предвидел Ее святость и готовил для Нее особое служение, зная, что Дева Мария сможет его понести. Могла ли быть на Ее месте любая другая праведная девушка? Если бы она достигла такой же святости – могла бы. Дева Мария была самая святая, а значит, наиболее к этому делу подготовленная. Поэтому Она и была призвана.
Но если Господь все предузнал, приуготовил предвечно, не получается ли тогда, что Дева Мария была служебным пассивным орудием для Боговоплощения? В том-то и дело, и это очень важно для нас, что Дева Мария была не пассивным, а активным соработником. В этом решении – стать Матерью Бога проявилась Ее свободная воля. Пресвятая Богородица свободно движется к этому соработничеству с Богом. Николай Кавасила, византийский святой XIV века, словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».
Для каждого человека, приходящего в мир, у Бога приготовлено хорошее, правильное служение. Каждому приготовлены соответствующие этому таланты. А человек или следует этому пути, или отвергает его. Он может не разобраться, мучиться, метаться в разные стороны, попадать в тяжелые ситуации по своей вине, принимать неправильные решения. Но вот Божия Матерь разобралась. Когда архангел Гавриил сообщил о предназначенном Ей Господом служении, Она сказала: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
Она так тщательно блюла Себя от греха, что увидела все в правильном свете и приняла правильное решение. А нам не дают идти таким прямым путем наши страсти, которые давят на нас, искажают наше сознание и волю. Наше спасение зависит от нашего согласия спасаться, от нашего положительного ответа Богу. Богородица дала такой ответ. Поэтому мы молимся Деве Марии, просим Ее помощи. Ведь Она – ближе всех к Богу, соответственно, Ее молитва и Ее заступничество будет сильнее других.
Преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что одно только имя «Богородица» содержит всю тайну Домостроительства. Святой отец поясняет: благодаря свободному согласию Девы Марии Бог стал Человеком нашего ради спасения. Таким образом, вся тайна домостроительства сокрыта в слове «Богородица» – и именно в том, что Дева родила Бога. От этого начинается все наше богословие. Даже не от того положения, что Бог – Святая Троица. Это мы потом уже узнаем: Бог Сын, ставший Человеком, откроет нам это. А основа домостроительства – Боговоплощение.
И праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм для нас велик и свят потому, что это – важный шаг в жизни Богородицы, когда Ее посвятили Богу, когда Она стала жить при Храме, оставила своих родителей. То, что трехлетний младенец Мария отрывается от своих родителей, особенно от матери, сама уходит от них, поднимается по высоким ступеням в Иерусалимский Храм, – проявление Ее необыкновенного стремления к Богу, желания служить Ему. Любой детский психолог скажет, что это – нонсенс, что бы трехлетний ребенок сам оставил своих родителей, предпочел им нечто более ценное. Даже когда родители приводят своего ребенка в детский сад, на несколько часов, уверяя его, что скоро заберут домой, он сидит там и плачет. Он хочет к маме, домой. А маленькая Мария пошла в Храм свободно и добровольно, потому что уже в трехлетнем возрасте у Нее было столь сильное стремление к Богу.
Отсюда вытекает глубокий смысл празднуемого события: то, что в жизни Девы Марии самым главным было – Бог, служение Ему. И началось это с самого раннего детства Девы Марии. Это то, что спасает и нас – по примеру Пресвятой Богородицы всегда стараться выбирать Бога. На первом месте ставить не земное преуспеяние, не земное развитие, но духовное. Насколько получается – это другой вопрос. Но цель – именно такая: поступать в жизни так, чтобы Бог нас узнавал, считал за своих друзей. Чтобы в час Суда мы услышали от Господа Иисуса Христа не страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23), а сподобились бы услышать совсем другие слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Ради этого стоит потрудиться. И Пресвятая Богородица на этом пути для нас – первая Помощница.

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru