Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Слово о Русском Севере

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Слово о Русском Севере 22.11.2022

Митрополит Климент: Слово о Русском Севере

Русский север всегда был интересен для исследователей, писателей, путешественников. Он богат самобытным культурным наследием северных народов. В этом году на конкурс изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение» поступила книга Б. В. Шергина «Добрым людям на услышание», в которую входят поморские рассказы, былины, дневники этого замечательного автора. Эксперты и члены конкурсной комиссии присудили ей первое место.
Хочу поблагодарить издательство «Никея» за эту книгу. Во-первых, произведения Бориса Викторовича Шергина, к огромнейшему сожалению, редко переиздают, поэтому современные читатели не всегда имеют возможность найти их хотя бы просто для чтения, а тем более приобрести для своей домашней библиотеки. И издательство «Никея» сделало всем нам настоящий подарок – в наши дни выпустило книгу с произведениями Бориса Шергина, которые по праву входят в сокровищницу нашей словесности и при этом, к сожалению, нередко остаются неизвестными широкой читательской аудитории. Еще я хочу поблагодарить тех, кто потрудился по подготовке этого издания, за замечательное оформление книги. Гармония содержания и оформления очень важна, и издательство блестяще справилось с этой задачей. Все в этой книге замечательно, но я особо хочу обратить внимание читателей на чудесные черно-белые фотографии, которых в издании немало.
Благодаря произведениям Бориса Шергина мы узнаем Русский Север. Какое произведение я люблю у него больше всего? Невозможно назвать что-то одно. Хотя первым вспоминается «Круговая порука». Когда пострадавшее от непогоды датское судно смогло укрыться у берега, на помощь сразу бросились русские поморы. Стали помогать, чинить. Датский шкипер стал спрашивать о цене за их труд, но люди даже не сразу поняли, о чем он говорит: для них было само собой разумеющимся помочь, попавшим в беду. Поняв, что плату с него староста не возьмет, шкипер стал предлагать деньги отдельным людям, которые участвовали в починке, но и тогда никто ничего не взял. Даже просто гостинцы из коробов, поставленных на тропинке, нетронутыми остались. Поморы объясняли шкиперу: «Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны и все живем такою круговою помощью». Здесь принято помогать, не ожидая вознаграждения. И есть уверенность: тебе тоже помогут, если понадобится. И тоже бескорыстно. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч. 18; 25).
Борис Шергин не только сам записывал северные былины, рассказы, но и сохранял память о сказителях, исполнителях: «Кривополенова, блестящая исполнительница былин, и сама по себе была каким-то чудом и счастьем для всех, кто видел ее и слышал. Маленькая, худенькая, одетая в темный, старинного покроя сарафан, застегнутый сверху донизу на серебряные пуговки, в темном вдовьем повойнике, она была похожа не то на девочку, не то на древнюю старуху. Приехав из дремучих лесов Севера, она не боялась многолюдной аудитории – наоборот, полюбила ее, чувствовала себя непринужденно и всегда и везде умела держать ее в напряженном внимании».
Борису Шергину было свойственно особое чувство языка: он умел его слушать и слышать, умел передать. Как точно он написал: «Не язык изощрять надобно, а ум обогащать. Тогда и речи будут». Понимал Борис Шергин красоту славянизмов, их незаменимость: «Прочитывая «Слово о полку Игореве», прочитывая подлинный текст, убедимся, что славянизмы не отягощают, не обременяют. Благодаря высокому стилю древней речи поэма становится крылатой, красота ее – вневременной».
Борис Шергин подбирал особые слова, чтобы говорить о природе. Особенно красивы его строки о зиме: «С субботы метель метет. Приятно думать: город стал мягкий, белый, нарядный. Часа в три ночи нароком выскочил я на улку. Ни огонька… Серебристо-белый снег от напавших везде – крыши, карнизы, заборы, деревья, дороги – снегов белых, пушистых. Будто и не ночь, а день, только не наш будничный, а день в сказке, полудень-полуночь в некотором царстве. Молча падают снега, все молчит, ждет продолженья сказки. Сказочная свадьба снежного царевича неслышно должна проехать этими уготованными к празднику лебяжьими переулками… Как люди-те уснут, снега устелют дороги, чисто, неслышно припадет – тут сказка и свершится».
Но не просто любовался природой Борис Шергин. Он видел больше: «Любовь к природе – начало всякого добра. Ежели книга природы любимое твое чтение, ты на благодарном пути. Приникая к красотам природы, увидишь тайну. Красивые виды природы заставляют подумать о Художнике, равно как и благоухание малого цветочка. Пределы человеческой изобретательности – мертвенные машины. Но в том, что создано Богом, – дерево, цветок, – жизнь непостижимая…» Подтверждение этому можно найти и у многих святых отцов. Например. У свт. Николая Сербского: «Вся красота природы исходит из таинственности Таинственного. Без этой таинственности Таинственного природа ни на миг не могла бы сохранить ту тихую целомудренную красоту, которая светится сквозь нее». Или: «Сотворенная природа – облако, укрывающее ослепительное сияние Божественного огня. Прозрачность или непроницаемость этого облака зависят от нашего духовного зрения: для утонченного и высокого духа оно тонко и прозрачно, для грубого – темно и непроницаемо». И т. д.
Можно было бы еще цитировать и цитировать Бориса Шергина, но такую книгу нужно читать самим. Не стану даже приводить выдержки ни из одной былины. Тексты так завораживают, что не хочется брать только часть: пусть читатель сам откроет, неспешно прочитает.
Есть в книге и поговорки. «Праздное слово сказать – все одно, что без ума камнем бросить». Люди, у которых сложилась такая поговорка, понимали цену слова. Это мы его, к сожалению, обесцениваем все больше, бросаем слова без мысли, без раздумья. А между тем и слово может ранить не меньше камня, разрушения может нести с собой. Вот что говорил святитель Лука Крымский о силе слова: «Слово в христианстве – не просто что-то слетевшее с уст, но драгоценность и сила». «По Слову Бога сотворен мир. Словом именует Бога евангелист Иоанн, говоря, что с Него все начало быть».
Книгу можно рекомендовать для семейного чтения. Малышам рановато, а со школьниками можно пробовать читать вместе. Если не получается, сложновато, пока отложить, но позже обязательно вернуться к такому чтению. Вся книга может оказаться сложной для школьников. Но есть в ней, например, «Ваня Датский» – произведение, которое несколько лет назад издавалось отдельно для детей. Оно доступно ребятам. Есть и другие вполне доступные рассказы.
Сколько бы нам ни было лет, у нас благодаря этому изданию есть возможность открыть для себя Бориса Шергина, даже если мы до этого имени такого не слышали. Воспользуемся этой возможностью.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru