Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: «Наследник»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: «Наследник» 18.11.2022

Митрополит Климент: «Наследник»

Человек в своем сознании живет настоящим, в будущее заглядывает с надеждой на хорошее, а прошлое часто не замечает, но мы без него были бы никто, и оно нас учит.
На конкурсе изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение» был отмечен роман Ирины Ордынской «Наследник». Книгу выпустило издательство Сретенского монастыря.
Напомню, что у этого конкурса более десяти номинаций. Но именно «Лучшее художественное произведение», наверное, можно назвать наиболее универсальной, т. е. с самым широким охватом потенциальной читательской аудитории. Номинаций, которые можно было бы назвать неинтересными или не очень интересными, у конкурса просто нет. Но все-таки у каждого человека свои предпочтения, и кто-то откроет в первую очередь духовно-просветительские книги, кто-то – исторические, а кто-то – издания для детей и т. д. Человека же, который не интересовался бы художественной литературой и хотя бы время от времени не читал художественные произведения, трудно себе представить. Так что именно номинация «Лучшее художественное произведение» – это рекомендация практически для каждого читающего человека.
Ирина Ордынская, писатель, драматург, публицист, написала исторический роман «Наследник». В центре – образ цесаревича Алексея. Безусловно, роман не только о нем, но и о его родных – о всей царской семье, о его окружении, о людях, которые его обучают, которые о нем заботятся.
Особо отмечу, что хорошие исторические художественные произведения - рассказы, романы, повести – не просто очень нужны, а необходимы. Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Собственно историческая литература есть почти для любого возраста и любого уровня подготовки. Есть научные серьезные труды, монографии. Есть сборники статей и исследований. Есть научно-популярные книги. Есть издания, рассчитанные на младших школьников и дошкольников. Т. е. какие-то сведения по истории может найти, прочитать практически любой человек, и, что важно, это будет изложение нашего прошлого на доступном ему уровне.
У исторических художественных произведений свои особенности и свои возможности. Самое главное – они не просто о чем-то и о ком-то рассказывают, а вызывают эмоциональный, сердечный, душевный отклик. Читатель не просто следит за событиями, а живет тем временем. Он кому-то сопереживает, чем-то восхищается или возмущается, о чем-то размышляет. Вместе с героями решает какие-то вопросы, останавливается, чтобы подумать перед тем, как сделать выбор, рассматривает ту или иную проблему. Он как будто бы сам находится в той эпохе, в тех реалиях, его впечатления оказываются глубокими, сильными. Он гораздо лучше понимает события, исторических персонажей, потому что у него отношение к ним не равнодушное, а живое. Имена, события запоминаются гораздо прочнее, тверже, чем после чтения учебника или исторической энциклопедии.
Безусловно, речь идет не о том, что, желая знать историю родной земли и всего мира, человек может ограничиться чтением исторических повестей, романов и рассказов. Вне всякого сомнения, этого недостаточно. Да и задача у таких произведений другая: непосредственное впечатление, интерес, живой отклик. В таких произведениях немало исторических сведений, характеристик героев, но все же неизбежно есть и домыслы, позволяющие произведению стать именно художественным. Исторические литературное произведение не является собственно научным трудом, и энциклопедичности в нем нет. Повторю: это не недостатки, это само собой разумеющиеся черты такого рода литературы. И зародившийся при ее чтении интерес способен подтолкнуть к чтению собственно исторической литературы, а вот там уже будут и точность, и полнота, и подробное изложение разных теорий и точек зрения со всеми аргументами за и против, если пока у исторической науки нет достаточно данных, чтобы утверждать что-то с уверенностью.
Но интерес, без которого нет живого отклика, зарождается именно при чтении художественной исторической литературы, благодаря такому чтению.
Роман «Наследник» показывает нам еще ребенка, мальчика, с его детскими радостями и тревогами, желаниями, мыслями, недомоганиями. Но это не обычный мальчик. Это наследник престола огромной страны. И мальчик, так по-детски крепко, искренне привязанный к маме, отцу, сестрам, так желающий больше времени проводить с близкими, больше двигаться (этому часто мешает его болезнь), одновременно со своими детскими, подростковыми, такими понятными для большинства детей желаниями, радостями, досадами, не забывает, что его семья особая, что у его семьи особая роль, особая задача. Этот мальчик, как и его сестры, не хотел уезжать из России, он хотел остаться на своей родине, даже если будет жить тяжело. Он хотел, чтобы здесь была хорошая жизнь, и все люди были счастливы.
И это для нас герои романа – известные исторические личности, святые страстотерпцы, а для наследника это самые близкие люди: родители, сестры, врач…
У наследника, цесаревича Алексея, был серьезный и опасный недуг – гемофилия. Последствия ушиба или даже незначительной травмы могли стать катастрофическими. Естественно, и в целом здоровье человека (тем более ребенка) с таким заболеванием должно находиться под пристальным вниманием.
Когда читаешь роман «Наследник», особо отмечаешь верно найденную грань. Конечно, мальчику хочется больше двигаться, ему трудно переносить ограничения в движении, когда он болен или на этапе выздоровления. В это время окружающие стараются занять его, чтобы он не скучал. Но и сам наследник умеет держать себя в руках, умеет сдерживать свои непосредственные желания усилием воли, хотя, конечно, как настоящий подросток, порой немного нарушает при болезни ограничения старших, вызванные заботой о его здоровье. Но, что важно, и взрослые в своей заботе не создают вокруг него кокон, в котором было бы более безопасно, было бы спокойнее им самим. Они берегут здоровье мальчика, но при этом позволяют ему жить полной жизнью, помня, что когда-то на плечи этого мальчика должна лечь большая ответственность. И читатель не может остаться равнодушным к этому подростку. Он переживает вместе с ним, он хочет, чтобы жизнь этого мальчика, его семьи сложилась хорошо… хотя и знает, как все должно закончиться на самом деле.
Напомню, не только с царской семьей читатель познакомится ближе на этих страницах, но и с людьми из ее окружения. С теми, кто был около наследника и в радости, и в самые тяжелые дни. Эти люди тоже должны быть известны читателям. Потому как среди них много достойнейших и благороднейших, явивших собой пример, как именно надо «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22; 39). Если эти имена были неизвестны, благодаря этому историческому роману читатель их узнает и запомнит. Если же они были известны, то через чтение этого произведения узнают о них больше.
Пересказывать роман считаю не правильным. Я надеюсь, что люди сами его прочитают. И размыслят о многом, сравнят прошлое с настоящим, задумаются о глубоких вещах. Кажется, очень уместным вспомнить цитату еще одного нашего русского классика В. Г. Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». И примем во внимание мудрый совет древнего пророка Иеремии: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6; 16).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru