Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Волна искушения

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Волна искушения 28.10.2022

Митрополит Климент: Волна искушения

Человек XXI века погружен в среду искушений. Еще первым людям Господь сказал: «У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Прошло много времени, но человечество продолжает искушаться грехом. Каковы же механизмы действия греха в душе человека, и как бороться с восстающими страстями? Ответ на эти вопросы есть не только в святоотеческих трудах, но и в некоторых поэтических произведениях, поскольку в них запечатлены многообразные оттенки состояния человеческой души.
Действие любого искушения на душу человека можно сравнить с нарастанием волны. Когда оно встречает на пути скалу непреклонной человеческой воли, то моментально разбивается. Но если страстное желание не обнаружит в человеке препятствия, то постепенно начнет увеличиваться и в конечном итоге может привести к погибели души.
Появлению любой волны предшествует мелкая рябь. Для человека такой рябью является мимолетная греховная мысль, облеченная «в красивые одежды». Славянские народы понимали это, поэтому, как отмечено в этимологическом словаре Шанского Н.М., в русском языке слова грех и грёза (мечта) имеют общее происхождение.
Однако, по словам святителя Феофана Затворника, от возникновения мысли до совершения греха проходит несколько этапов, на которых искушение можно пресечь. Самый надежный способ — сразу же отвергнуть скверные помышления, как только они потревожили ум.
Так, в одном из белых стихотворений И. С. Тургенева описаны мысли путника, который раздраженно подумал о бредущей за ним старушкой, но осек себя: «Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами …Да, да; это так».
Этот фрагмент тесно переплетается с поучениями преподобного Паисия Святогорца, который советовал каждому человеку избегать скверных мечтаний, переводить собственную душу на добрые рельсы, искать во всем положительное и таким образом учиться любви — главной христианской добродетели.
Если скверне все же удалось просочиться, «душа пошатнулась», как говорит святитель Феофан, то искушение переходит на второй этап. Человек начинает беседовать с греховными мыслями, рассматривать их, оценивать. Это еще не грех, но уступка искушению.
На третьем этапе, если мысль еще не отвергнута, человек начинает сочувствовать греху. По замечанию святителя, и это еще не сам грех — не поздно одуматься, поставить внутренний заслон, чтобы преградить путь от мысли к совершению греха.
Следующей ступенью искушения становится уклонение воли человека от Бога. Начало греху положено, поскольку это происходит по произволению самого человека. Образ стремления за обманчивыми благами описал К. Д. Бальмонт:
«Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня».
Состояние зыбкое, но путь назад еще есть, тяжелых последствий можно избежать. И только отклонение от заповеди в мыслях, представление греха в уме, а затем и совершение его составляют падение человека. К этому моменту мечта настолько воспламеняет человека, преподносит искушение в такой заманчивой форме, что человек желает быть обманутым:
Живите, сны, в душе моей,
В душе безумной и порочной,
Живите, сны, под гнетом дней
И расцветайте в час урочный!
Несмотря на многообещающую яркую оболочку греха, человек не получает от него ожидаемой радости, а результатом падения становятся угрызения совести и опустошенность.
По определению апостола Иоанна Богослова, грех является беззаконием (см. 1Ин. 3:4) — отступлением от Бога, нарушением Его воли, запечатленной в евангельских заповедях. Человек же по сущности своей не является природой замкнутой, а постоянно нуждающейся в Боге. С первых времен истории человека смысл бытия заключается в единстве с Творцом, Его постижении, а это возможно лишь при соблюдении Закона Божия (см. Ин.14:23).
Пустота, потеря истинной цели, одиночество, глубокая апатия — это ощутимые последствия богоотступничества. Нарушение связи с Творцом заканчивается для человека духовным разложением, деградацией его личности, нарушением соподчинения духа, души и тела.
А. А. Блок, чьи строки «Живите, сны, в душе моей…» были приведены выше, несмотря на увлеченность мечтой, также осознавал действие на собственную душу греха, поскольку дал стихотворению название: «Мой путь страстями затемнен» — то есть душа лишилась Божественного света, и жизнь стала унылой и тусклой.
Безуспешно стремясь найти радость в жизни, человек увлекается «игрушкой» тленного мира: алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, погоней за модой, властью, материальным успехом и другими развлечениями. Но, как отмечается в другом стихотворении А. А. Блока, мимолетная радость проходит, и согрешивший еще больше сожалеет о своих поступках:
«Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё — равно.
Вон счастие мое — на тройке
В сребристый дым унесено…»
Разлучая себя с Богом нарушением заповеди, человек начинает ощущать в себе то «небытие», из которого был создан этот мир. По словам святителя Афанасия, это состояние своей смертельной энергией увлекает человека в бездну вечного небытия, бесконечной тьмы безбожия.
Поскольку в основе отношений человека с его Создателем лежит действие свободной воли, то через ее проявление осуществляется и разрыв с Ним. В тот момент, когда она выходит за пределы воли Божественной, совершается духовный катаклизм — человек самостоятельно рвет жизненно необходимую связь и подвергается духовной смерти.
По сравнению Григория Паламы, если душа разлучается с телом, это означает, что тело подверглось смерти, а «отделение Бога от души есть смерть души». Человек, ощущающий такое состояние, доходит до крайней точки и желает себе смерти. Это состояние на себе испытал В. Ф. Раевский, о чем свидетельствуют его строки:
Так ложною мечтой доселе ослепленный,
Напрасно мыслил я о счастливых часах.
Тебе ль знать радости? Твой разум заблужденный
Не мог предузнавать о будущих бедах,
Давно назначенных губительной судьбою;
Лишь смерть желанная спасительной рукою
Тебя освободит от горестей твоих!
Подобные мысли зарождаются под действием злых сил, поскольку им известно, что, по величайшей милости Божией, в этой жизни любому грешнику дана возможность покаяния. Через осознание собственных грехов человек восстанавливает нарушенное единство с Богом. Об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов. Поскольку тело составлено из многих элементов, оно нуждается в различных лекарствах, а душа, простая по составу, может восстать от болезни лишь одним средством — благодатью Святого Духа.
Первый шаг к исправлению — исповедь. А. С. Пушкин в своих стихотворениях описывает, как необходимо приступать к этому таинству. Первая важная составляющая — это сокрушение сердечное:
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
…О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты.
Другой чертой искреннего покаяния является смирение собственной гордыни и упование на милость Божию:
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя.
После разрешения грехов человек чувствует облегчение, внутренний свет, наполняющий душу. Сердце загорается стремлением ко Христу. В стихотворении «Исповедь» М. А. Дмитриев так описывает чудо возрождения собственной души:
Я исповедался Тебе, Владыко
Душ и телес, Царь неба и земли,
Тебе, о Боже и духов и плоти!
Ты мне послал источник слез обильный,
И Твой служитель разрешил меня,
И стало так легко мне и свободно!
Чтобы не дать возможности продолжать греху действовать в душе, необходимо внутренне стремление отторгнуть от себя беззаконие, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, «Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь – жизнь подвига начать» и никогда не возвращаться к прежней греховной жизни. Это относится не только к тем, кто желает уйти в монастырь, но и ко всем, кто несет подвиг в миру (см. Иоан.17:14).
Зачастую, путая грех с собственной природой, человек не стремится бороться с ним, потому что убежден — «себя не переделаешь». Между тем, по замечанию святителя Феофана Затворника, побеждающий страсть «не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин». Подобно раковым клеткам, грех живет лишь за счет организма, пораженного им, постепенно приводя его к истощению и смерти. Поэтому борьба с грехом жизненно необходима, тем более, что цена ее не жизнь преходящая, временная, но жизнь бесконечная.
На пути духовного возрастания возможны падения и разочарования. «Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам…», — в порыве отчаяния пишет А.С. Пушкин. Но не стоит забывать, что без помощи Божией не может совершиться не одно дело (см. Ин.15:5, см. Фил.4:13). Поэтому следует с молитвой устремиться ко Христу, возлюбить Его и Божественный закон всем сердцем, и усердно потрудиться. Тогда, как учит преподобный Варсонофий Оптинский, силою Божией грех будет побежден:
И час пробьет, настанет время,
Духовная твоя умолкнет брань –
Страстям невольная, мучительная дань,
И с радостию ты поднимешь бремя
Напастей, бед, гонений и скорбей.
В душе твоей, свободной от страстей,
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней –
Наследнице Небесного Чертога.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru