Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Христианский подвиг. Что это такое?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Христианский подвиг. Что это такое? 01.10.2022

Митрополит Климент: Христианский подвиг. Что это такое?

Подвиг – это особое явление в Православной Церкви, и к нему призван каждый христианин. Его цель – воссоединение человека с Творцом и обретение вечной жизни.
Если человек любит, то рядом с объектом высокого чувства отчетливее видит собственные недостатки. Затем он либо исправляет себя, чтобы приблизиться к тому, в ком души не чает, либо бежит от него прочь.
Для тех, кто борется со своими пороками, приближение к возлюбленному — это великая радость, а для тех, кто не меняется — испытание. Так Настасья Филипповна, героиня романа Достоевского «Идиот», ощущает собственное духовное падение рядом с князем Мышкиным. Ей это доставляет нестерпимую муку. Героиня предпочитает смерть свадьбе с любимым человеком. Так часто поступает нераскаянный грешник. Вместо радости жизни с Богом, пира брачного (Мф. 22:2—14; 25:13), он предпочитает вечные мучения.
Душу часто сравнивают с невестой, которая ждет Нетленного Жениха — Христа. Бог — это наивысшая Красота, Любовь, Счастье. Чтобы пребывать рядом с Ним, нужно очистить сердце, стать хоть в малой степени подобным Ему. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Способ быть рядом с Богом — постоянно прикладывать волевые усилия, учиться добродетелям, непрестанно духовно расти.
Подвиг, еще его называют аскетический труд — это иго (Мф.11:29), но именно оно помогает человеку научиться кротости и смирению, обрести душевный мир (Мф.11:29). «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поёт: «Аллилуия!», — читаем в акафисте «Слава Богу за все», автором которого является митрополит Трифон (Туркестанов). Написан он был в послереволюционные годы.
Так что же такое христианский подвиг? Это внешние и внутренние усилия, направленные на совершенствование души, которые человек предпринимает ради любви к Богу и желания быть рядом с Ним в этой и будущей жизни.
Грех изнутри разрушает человека, уродует его. Мне нравится образ, который приводил один священник, духовный писатель. Представим осаду величественного города. Коварные захватчики переманили его союзников на свою сторону, прельстили их обещаниями почестей, богатства, нескончаемых удовольствий. В этом описании под врагами подразумеваются страсти человека. Они преподносят грех в желанном виде, манят, подчиняют сначала тело, а затем и душу. Обезумев, те восстают на дух. Только один сильный союзник меньше поддается страстям — это разум. Он ищет истину: иногда встает на сторону врагов, а порой изо всех сил сопротивляется им: что обещают враги спасения – это ложь, а слушать их – предательство Истины.
Чтобы освободить дух, нужно предпринять большие усилия. Именно поэтому Господь говорит: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14). Цена борьбы с грехом — вечная участь человека.
Подвиг или аскетизм дает нам инструменты для битвы с врагом. Чтобы победить страсти, в первую очередь нужно привлечь обманутых союзников на свою сторону. Тело охотнее всего поддается страстям, и чтобы исцелить его нужны внешние средства подвига: пост и воздержание от увеселений. Этим мы накидываем на него узду. Тогда и душе проще научиться терпению, смирению, послушанию и другим добродетелям. Только, конечно, здесь необходима мера подвига, иначе можно впасть в прелесть. Каким должен подвиг, это нужно обговаривать с духовником.
Но подвиг (ограничения) не являются самоцелью. Очень важно знать, что сами по себе различные ограничения не являются спасительными. Человек может во многом себя ограничивать для снижения веса, или по медицинским показателям, или может много работать, чтобы получить больше денег. Эти его усилия не приведут к вечной жизни, т.к. их цель иная. И утверждать, что человек спасается исключительно своим подвигом – ошибочно. Иначе зачем Бог Слово сошел на землю, воплотился, искупил грехи всего человечества, воскрес и с человеческой плотью вознесся на Небо? Спасение возможно только через участие в жизни Церкви, и через это участие обретение благодати Святого Духа. Только она способна по-настоящему изменить, преобразить, освятить человека.
Однако, как говорит Паисий Святогорец, труды человека тоже важны. «Бог особенно любит и помогает той душе, которая ревностно подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях. Для Бога такие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека», т.е. нашу тягу к греху.
Господь Сам перенес многие искушения, потому знает, насколько труден путь подвижника. В Гефсиманском саду Иисус Христос борется с человеческой немощью, молится до кровавого пота. Он не жалеет себя в битве со страстями и призывает к этому всех христиан. Именно поэтому Спаситель с радостью принимает душу, потрудившуюся ради любви к Нему, дарует ей радость Царства Божия еще на земле.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru