Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Кто виноват?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Кто виноват? 30.08.2022

Митрополит Климент: Кто виноват?

Сейчас такое время, когда поиск себя в профессии актуален не только для юных выпускников школ или вузов. Необычные события этого года привели к ситуации, когда работу вынуждены искать люди самого разного возраста, с самым разным опытом и образованием. Немало и тех, кто понимает, что в настоящее время работа у него есть, но существует вероятность того, что в ближайшее время придется искать новую. Так что тех, кто ищет свое место на рынке труда или готовится его искать, довольно много.
В такой ситуации человек вспоминает весь свой рабочий опыт, складывает в одну папку все дипломы и сертификаты, собирает хорошие отзывы работодателей и клиентов. Задумывается о возможности изучить какую-то новую область знаний и получить новую специальность.
А еще человек невольно вспоминает упущенные когда-то возможности, пытаясь представить, что было бы, если бы он ими тогда воспользовался. Порой встает и другой вопрос: всегда ли я сам виноват в том, что не использовал шанс, который давала жизнь?
На память приходит одна история, ее рассказала мне женщина средних лет. Росла она в простой семье, учеба в школе давалась ей легко. Господь дал ей хорошую память, домашнее задание она выполняла без особых усилий. Как-то родители ее подруги рассказали, что у них недалеко от дома есть хороший кружок английского языка, и предложили записаться в него обеим девочкам. Но, хотя их дочь имела склонности к изучению языков, ее родители отказались, ссылаясь, что в детстве она много болела и перегрузки ей опасны. Позднее она свои языковые способности подтвердила. Когда в школьную программу стал входить предмет по иностранному языку, то она так легко его осваивала, что оценки были даже лучше, чем у тех детей, которые занимались им и раньше.
Вскоре в школе открыли гимназический класс, где преподавали два иностранных языка по усиленной программе. Сначала туда отобрали детей, родители которых имели какой-то статус, но, вспомнив про способности девочки, предложили и ей место в этом классе. Однако, ее родители не пожелали, чтобы у ребенка была дополнительная учебная нагрузка. Такое попечение о ребенке со стороны родителей было все школьные годы, а когда она закончила школу, то они посоветовали ей поступить в техникум, чтобы скорее получить профессию и зарабатывать деньги. Через полтора года она оставила учебу в техникуме и поступила в институт на филологический факультет. Окончила ВУЗ и аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию. Но дальше учиться не стала.
Прошли годы, кто-то из ее друзей по аспирантуре получил дополнительные специальности, а кто-то окончил и докторантуру и защитил докторскую диссертацию, она же, по совету родителей, ничего не предпринимала. Теперь, через несколько лет ей было понятно, что на том уровне образования, который она имела, не надо было останавливаться.
В беседе женщина, вспоминая прошлое, не снимала ответственность за него с себя самой. Она считала, что смогла бы настоять на переходе в гимназический класс, не отказываться от гуманитарного класса, который мог дать ей в дальнейшем возможность получить лучшее образование. Могла бы и докторскую начать писать и получить дополнительные специальности. Но все же у нее порой возникали вопросы. Почему, будучи простыми людьми, ее родители не предприняли даже самых элементарных шагов для того, чтобы хорошая учеба принесла плоды, помогла ей перейти на совсем новый уровень обучения? Почему не сделали ничего для того, чтобы ее способности получили развитие? Почему школьные учителя хотя бы просто не посоветовали ее родным отдать девочку в гимназический класс? Она действительно ведь была способной и толковой… Всем было все равно.
Вот еще один подобный случай, когда ребенок не смог развить свой полученный от Бога дар. Мальчику было девять лет, родители привели его в художественную школу. Один из педагогов увидел, что ребенок имеет особые способности в графике, и стал настаивать, чтобы на нее должен быть основной упор в обучении, что именно здесь мальчик может добиться заметных успехов.
Но что случилось потом? Может быть, выраженный подростковый кризис, из-за которого «взбунтовался» и не стал продолжать серьезные занятия сам мальчик. Может быть, смена педагогов, и новые учителя не проявили внимания к ребенку. Но художественное образование он забросил. После школы поступил в технический вуз вместе со своими друзьями. Вскоре он захотел самостоятельности от родителей, оставил обучение, устроился работать менеджером в торговую компанию и создал семью, работа позволяла ему ее содержать. Родители выбор сына приняли, хотя бабушка очень переживала и старалась убедить продолжить учиться. Она убеждала и дочь, чтобы та настояла на продолжении обучения сына. К сожалению, не убедила. Со временем у молодого человека стало проявляться ощущение, что при полном высшем образовании и при надлежащем развитии художественных способностей, данных Господом, он мог бы и в жизни, и в профессии достичь намного больше. У него иногда появлялись мысли: а почему родители не настояли на продолжении им учебы? Почему бы им в сотый раз тогда не повторить те же самые аргументы или не найти новых, чтобы продолжить ходить в школу искусств? Тогда же он был еще совсем неопытным.
Это только два примера. Наверное, почти у каждого есть в жизни похожие истории про упущенные возможности. И у многих, помимо упреков самому себе за неправильные шаги в прошлом, есть вопросы и к другим, будь то учителя, родители, начальство и т. д.
Самое неправильное – это искать виноватых в том, что у нас что-то сложилось не так хорошо, как могло бы быть. Во-первых, мы не знаем, как сложилось бы, если бы мы воспользовались теми возможностями. Может быть, нас ждали бы более ощутимые испытания, которые бы нас не порадовали. Во-вторых, люди, которые были рядом, даже если они были старше и опытнее, все-таки остаются людьми со всеми их несовершенствами и ошибками, со своим пониманием жизни. Не надо забывать, что и мы сами далеки от совершенства и ошибаемся в своем выборе, и наши ошибки ощутимо отражаются на чужих судьбах. «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни?» (Еккл. 6; 12) – говорит премудрый Соломон.
Не следует «грызть» за упущенные когда-то возможности и самих себя. То время давно прошло, его не вернешь. Важно сделать правильные выводы и жить дальше. И не все же возможности развития данных нам Богом талантов были упущены, и развивать то, что мы имеем, можно всегда.
Премудрый Екклесиаст говорит: «Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?» (Еккл. 6; 11). Вот тут кроется главный философский вопрос проблемы – для достижения каких целей нам хотелось бы заняться тем или иным новым для нас делом? Нюансов может быть множество: материальный достаток – это всем понятно, но он не всегда достижим в полной мере и, что немаловажно, не всегда приносит счастье. Реализовать свой потенциал? Опять-таки – для каких целей: для удовлетворения своих амбиций или ради стремления улучшить жизнь окружающих тебя людей? Или, если мыслить масштабно, усовершенствовать целую отрасль промышленности или науки? Или просто ради того, чтобы кому-то подарить радость своей деятельностью, надежду на выздоровление, помочь в трудный момент?
Человеческая жизнь очень многогранна, многоцветна, а подчас и противоречива. Важно в любых жизненных ситуациях не забывать о том, что миром правит Бог. Вот что на эту тему в одном из писем пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «С нашей стороны нужно и важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию. И поверьте, искренность наших чувств Господь приимет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведет по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой. Мне 91 год, и я теперь свидетельствую и себе, и другим, что Господь знает наше сокровенное, а по вере нашей и стремлению к истине правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и непониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни».
Главное, чему Господь призывает нас, мы находим в словах Евангелия: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29) – вот наука из наук и искусство из искусств.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru