Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Возродить уважение к добросовестному труду

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Возродить уважение к добросовестному труду 05.07.2022

Митрополит Климент: Возродить уважение к добросовестному труду

Будущее. Человек всегда глядит в него с надеждой. Но задумываемся ли мы, что будущее — это отражение нашего настоящего. Я имею в виду не техническое развитие, а духовную, культурную, нравственную, социальную жизнь общества, семьи. Как мы относимся к жизни, такое отношение мы передаем и детям.

Для благополучия нашего будущего очень важно возродить уважение к честному, добросовестному труду, к человеку, занимающемуся таким трудом. Такой труд приносит пользу людям. Он может быть самым разным: кто-то в научных лабораториях изучает недавно открытые элементы; кто-то в отделе рукописей находит новые свидетельства о жизни в пушкинскую эпоху; кто-то ведет корабль или огромный грузовик; кто-то лечит людей или животных, преподает в вузе, шьет одежду, пишет статьи, работает на комбайне, печет хлеб, а кто-то в тихой обители возносит молитвы о России, о ее воинах, о ее благоденствии. Все это нужный, достойный уважения труд. Он непременно требует усилий и связан с жертвенностью.

Но что сегодня ценится? Деньги. К чему стремятся? Иметь высокие доходы и благополучную жизнь. Ради этого люди готовы воровать, обманывать, занимать какое-то денежное место, не имея ни специальной подготовки, ни нужных знаний и профессиональных навыков. Т.е. сегодня многие думают о том, чтобы получать больше денег, а не зарабатывать честным трудом. Ни о какой пользе от своей работы (совершенных действиях) для других, о добросовестном к ней отношении и не помышляют. Более того, не задаются вопросом, не навредили ли они кому-то своим таким отношением (бездействием).

Сегодня также ценится успех и известность. Какие-то награды, звания, высокие должности, знаки отличия, вхождение в какой-то особый круг, и для достижения этого тратится немало сил. На многое готов современный человек ради корысти и личного обогащения. Такие люди мало думают о добросовестности в своей работе, и кому их труд приносит пользу. Страсть наживы — главное в их жизни.

Но какого будущего можно ожидать от молодежи с такими установками? Какой вклад в настоящее и будущее могут внести люди, готовые на многое ради материальных благ и славы, но не готовые добросовестно, с настоящей отдачей сил, профессионально трудиться на пользу для людей и для страны? Каким вырастит молодое поколение, если видит такие примеры. Мы должны научить молодежь честному, добросовестному труду, уважению к труженикам, к тем, кто зарабатывает своим трудом.

Мне вспоминается стихотворение лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Николая Александровича Зиновьева «Комбайнер»:

В пыльной куртке из холстины,
В сапогах и пыльной кепке,
Мягко прыгнул из кабины
Человек большой и крепкий.

И тряпицею в мазуте
Человек свои ручищи
Тер, не зная, что, по сути,
Нету рук на свете чище.

Руки честно, умело выполняющие работу на пользу людям, чисты. Руки честного труженика чисты. Это должны понимать мы сами, и это мы должны внушать детям.

Что же сегодня получается? Какие фильмы смотрят дети, какие книги им предлагают, каким контентом питает их интернет? Содержанием не самого лучшего качества: про людей, добившихся чего-то в жизни сомнительными способами, романтизацией пороков, преступной деятельности, изображениями «красивой жизни», воспеванием власти денег. Идет духовное и нравственное растление молодежи.

Можем ли мы сразу вспомнить фильмы, книги, программы, созданные в наши дни, где бы напоминали об ответственности, о важности честного, добросовестного труда, напоминали бы, что именно на созидательном труде стоит мир, а не на «красивой жизни», известности или крупных сомнительных доходах.

Советуем ли мы сегодня подрастающим детям выбирать такую профессию, в которой они смогут приносить людям настоящую пользу, такую, которая соответствует способностям и талантам, которые дал им Господь? Говорим ли мы им, что деньги надо зарабатывать честно? Это важные вопросы. От ответов на них в значительной мере зависит будущее.

Для того, чтобы в будущее можно было смотреть с оптимизмом, человеку нужно возродить в себе внутреннюю целостность. Современный человек слишком сложен и противоречив. Сложен именно в значении противоречивости, запутанности, а не многогранности. В многогранности нет ничего плохого, а противоречивость и запутанность приводит к разрушению.

И все же у нас есть надежды и перспективы. И в наши дни создаются фильмы, пишутся книги, которые укрепляют семью, прививают любовь к труду и ответственность детям и юношам, говорят о главном — о любви к Богу и людям. Такие примеры есть, но их мало.

Мне вспоминается роман Уолтера Мэккина «Ветер сулит бурю». Он был отмечен на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2021 году. В этом романе рассказывается о жизни ирландских рыбаков в первой половине прошлого века. Главные герои младший сын Мико, его отец, дед, — цельные личности. Образование у них скромное, они не умеют подолгу красиво рассуждать о чем-то сложном, в словах порой грубоваты, но это честные, сильные люди, настоящие труженики, заботящиеся о близких, всегда готовые прийти на помощь при любой возникшей опасности. Они мудры и в жизни понимают больше, чем многие из тех, кто образован был лучше их.

Старший же сын Томми напоминает современного человека. Очень точно о нем говорит одна героиня романа Мэйв в разговоре с ним: «Слишком вы увлеклись изучением самого себя». Это характерно для наших дней. Человек все больше следит за собой и сосредотачивается на своих потребностях. Не мир вокруг, не другие люди интересуют его, а именно забота о себе. И мы слишком сконцентрированы на себе, на своих чувствах, желаниях, обидах. Сконцентрированы так, будто это целый мир и рядом нет таких же людей с не менее значимыми желаниями, чувствами, мыслями.

Мэйв отмечала в Томми ту самую сложность натуры (не многогранность, а именно сложность): «Она плохо понимала то, что он пытался рассказать ей. Одно было ясно: натура у него что-то слишком уж сложная. Ей даже было отчасти жаль его».

Слова самого Томми тоже показательны: «Здесь я никого не могу признать себе равным в умственном отношении. Это факт. Это не хвастовство. Я могу иногда заставить себя поговорить с ними немного, но тут они обычно начинают нести такую ахинею, что мне остается только уходить». Мнение о себе как о человеке гораздо более умном, чем окружающие, и уход, как только что-то не нравится, без желания услышать и понять другого — знакомые черты современного человека.

Томми и сам не очень понимает, какой он на самом деле. Ему хочется сохранить лицо в глазах окружающих. Вероятно, совесть у него сговорчива. Он не переживает из-за того, что думает о своей выгоде даже в очень тяжелой для других ситуации. Он только не хочет, чтобы кто-то другой узнал о таких его мыслях.

Постаревшая Делия, мать Томми и Мико, смотрит на старшего сына и радуется за него. Эта женщина сделала очень много для Томми. В самой простой бедной семье, в которой до этого не было образованных людей, она создала все условия для того, чтобы Томми мог успешно учиться. Его не нагружали работой, мать во всем отказывала себе, экономно расходовала семейные средства, чтобы купить книги и все необходимое для учебы Томми. В доме ему было дано самое удобное место для занятий. Все это сделала простая женщина. Даже то, что она сумела увидеть, что у Томми есть способности в учебе, уже много значит. А она не только увидела, а и сделала все для его успеха.

У Томми же свои мысли. Он ищет повод уехать из семьи и жить отдельно. Эти люди теперь уже не могут дать ему что-то для его пользы. А жертвовать чем-то ради них, постоянно помогать им ему не хочется. Он взял здесь все, что мог. Теперь ему удобно жить отдельно. Это дед, отец, Мико всю жизнь трудятся не только ради себя, а ради близких. Они обеспечивают семью пропитанием. Мать же много работает по дому. Каждый делает для близких все, что может. Но Томми не хочет оставаться в простом домике рыбаков и помогать стареющим людям, которые его вырастили.

Потом, позже, он, живя отдельно, будет время от времени приносить матери деньги, делая это публично, чтобы все обратили внимание. А молча, постоянно, без всякой гласности жизнь семьи обеспечивают простые рыбаки: дед, отец, Мико. Мать от постоянной работы теперь была «постаревшая и осунувшаяся, измученная заботами», но всегда радостная.

Томми думает, глядя на Делию: «Постарела мать, совсем постарела. Хорошо бы она за собой побольше следила. Уговорить бы ее, чтоб носила пальто и шляпу, а то ходит все в шали. Нельзя же допустить, чтобы знакомые указывали пальцем на какую-то кладдахскую тетку в платке и говорили: «Эй, ребята! Да ведь это мать Томми».

Это похоже на современного человека, который стыдится более простых, не так одевающихся, не так думающих, недостаточно образованных старших родных, которые тяжелым трудом обеспечили лучшую жизнь детям и внукам.

Для хорошего будущего нам нужно уходить от сложности в том понимании, в каком она есть в Томми. И стараться возродить или обрести ту целостность, которая есть в простых людях‑тружениках. Отмечу, что ни в коей мере не предлагаю отказаться от образования или не стремиться к нему, а заниматься только трудом физическим. Труд может быть самым разным, образование может быть разного уровня, как и люди всегда были и будут разными, с разными от Бога талантами и способностями. Но в них должно быть главное: целостность натуры, нравственный стержень, помогающий в главном поступать правильно, сохранять честность, порядочность, надежность, зарабатывать добросовестным трудом и помогать другим.

Если мы поймем важность такого отношения к жизни и сами будем так поступать, если будем стараться вырастить такими детей, то и будущее нашей страны и жизнь в ней детей и внуков будет благополучной. Здесь важно осознать, в какой системе ценностей нам необходимо продолжать свой путь. Да, у каждой эпохи своя концепция развития общества, но независимо от технического уровня, развития интеллектуальных систем, путь один, и он указан Богом, — своим трудом преображать мир. И неслучайно жизнь человека начинается в семье. Именно семья должна передать ребенку опыт «возделывания» мира. Святитель Филарет, рассуждая об этом, говорит, что семья «есть некоторым образом корень дерева» государства. Как корень питает все дерево, так и семья дает силы государству.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru