Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Разрыв поколений. Находите время поговорить с детьми

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Разрыв поколений. Находите время поговорить с детьми 01.07.2022

Митрополит Климент: Разрыв поколений. Находите время поговорить с детьми

Время идет, в нашей жизни что-то меняется. Не всегда это заметно в потоке повседневности. Но когда сравниваешь опыт людей с разницей в возрасте 10, 20, 30 лет, понимаешь, что это во многом разный опыт. И мы нередко не учитываем, что у наших родителей, детей, старших или младших братьев и сестер опыт может отличаться от нашего.

То, что было само собой разумеющимся в течение скольких-то лет, постепенно уходит, сменяется чем-то другим, и не всегда эти изменения к лучшему.

Средства массовой информации сегодня пестрят кричащими заголовками, порой провокационными, не всегда соответствующими содержанию материала. Привычными стали «новости» из жизни известных и относительно известных людей, и нередко содержание этих «новостей» такое, что подобное раньше даже со знакомыми в частных беседах было не принято обсуждать, не только предлагать для чтения, просмотра или прослушивания широкой аудитории.

Как-то зрелая успешная женщина, состоявшаяся как профессионал, добившаяся честным трудом материального благосостояния, посетовала, как много пишут, говорят о каких-то скандальных происшествиях, о подробностях чьей-то частной жизни, о преступлениях и как мало пишут о том, что происходит в сельском хозяйстве, сколько хлеба выращено, сколько собрано овощей, где урожай был лучше…

Она права: средства массовой информации изменились, новостные публикации изменились. Мало говорят о труде, о людях, добивающихся хороших результатов. И растут дети, для которых сегодняшняя информационная среда становится естественной. Другой они не знают, в их опыте ее нет, они ее не застали.

Продолжу тему публикаций. В семье хранилась фотография двоюродной прапрабабушки нынешнего младшего поколения семьи: школьников и студентов. Фотография была в рамке, характерной для того времени, когда ее сделали, и необычной для наших дней. Было приспособление, позволяющее повесить ее на стену. Тыльная сторона была еще дополнительно проклеена газетами того времени – фотография была сделана в сороковых годах прошлого века. К фотографии относились бережно, а поэтому и сейчас даже газеты были в неплохом состоянии, их можно было прочитать. Девочка лет пятнадцати как-то этим заинтересовалась. Многое вызвало у нее недоумение. Нужно еще отметить, что сама прапрабабушка жила в селе и газету выписывала районную, т.е. это была пресса, рассчитанная в первую очередь на интересы людей, хорошо знакомых с сельским хозяйством и имеющих свое домашнее хозяйство. Повторю: девочке действительно было интересно читать эту газету, которой было более 80 лет. В то же время девочка вслух удивлялась, почему столько про урожай пшеницы в какой-то другой области, почему так важно знать сроки, в которые прошли какие-то сельскохозяйственные работы. Еще она спрашивала, неужели было интересно столько читать про урожай, про посевы, про работу в полях и садах. Мама напомнила ей, что все это – как раз о том, без чего человек физически выжить не может, о том, как выращивают хлеб, овощи, как заботятся о животных, чтобы иметь молоко и шерсть. Она сказала, что газета сообщала людям о самом важном для них, а про себя подумала: современные подростки читают совсем другие материалы, поэтому такие публикации им непривычны.

Не подростки виноваты в этой ситуации. Они еще дети, которые не знают голода. Да, в семье считают деньги, не любую еду могут себе позволить, но ни дети, ни взрослые не знают, что такое настоящий голод, что такое по-настоящему скудное питание. И потому не задумываются, что хлеба может не быть, что молоко может казаться роскошью.

Мама девочки сама в детстве застала времена, когда куры были почти в каждом доме, когда многие держали коров, коз, овец. Да и не только мама: даже старшая дочь в семье в дошкольном детстве видела большое стадо коров из частных хозяйств, слышала кукареканье петухов во дворах. Но прошли годы, и для младшей девочки в семье куры около дома были уже редкостью, коров и коз поблизости никто не держал, и поэтому она с искренним удивлением спрашивала, прочитав в старой газете публикации, относящиеся к личным хозяйствам, почему люди держали скотину и птицу, не удобнее ли им было бы в магазине покупать продукты.

Мама этой девочки, слушая ее вопросы, спрашивала себя: как так получилось, что дочь выросла, стала почти взрослой, но не знает того, что было само собой разумеющимся для нее и старшей ее дочери? Ответ был на поверхности: в семье не говорили о том, что казалось само собой разумеющимся, а жизнь меняется, и девочка рассуждает с точки зрения тех реалий, которые она знает. Прессу она видит современную, другой не застала. И это в семье, где хранили фотографии, говорили о предках, об истории села, города. В семье, где подросток не отвернулся равнодушно от двух фрагментов старых газет, а заинтересовался, стал читать. Но это взрослым кажется, что они рассказали – и ребенок понял и знает. А ребенок был еще мал, не все запомнил, что-то стерлось, а что-то прошло мимо. Да и взрослые рассказали не все, забывая, что их опыт есть у них, но нет у следующего поколения, что нужно рассказывать о своем опыте, об опыте бабушек, прабабушек, прапрабабушек.

Порой взрослые немало времени тратят, чтобы познакомить детей с историей родного края, желая заинтересовать их, возят на экскурсии. И вроде бы они все это видят и слушают. Но проходит время, и становится понятно, что всего этого недостаточно. Дети не все запомнили и мало чего поняли. Да, через экскурсии, посещение этнографических музеев сеются добрые семена, но их надо еще взращивать, надо снова и снова рассказывать, надо, чтобы они в жизни почувствовали принадлежность к родной культуре. Это ценнейший вклад в воспитание сына, дочери, внука, правнука. И это не только воспитание, но и способ познакомить молодого, еще неопытного человека с красотой Божьего мира, с духовным и культурным богатством нашего народа.

Вот как говорил греческий старец Порфирий Баирактарис, наш современник (1906-1991 гг.): «Все вокруг нас – это капли любви Божией… Радуйтесь тому, что окружает нас. Все нас учит и ведет к любви Божией, и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу. У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».

И даже если наши дети столкнутся в жизни с неприкрытым злом, что вероятнее всего неизбежно, то у них будут внутри правильные ориентиры, которые помогут им сделать правильный выбор. «Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться жить по заповедям Божиим», – это уже слова нашего всероссийского старца отца Иоанна Крестьянкина, писанные им 20 лет назад. Как точно он говорит! Отец Иоанн смотрел на мир через призму Евангельского учения, можно сказать – через увеличительное стекло. И видел, кто стоит за всеми этими «новостями» и «подробностями» чужих жизней.

Находите время поговорить с детьми, внуками. Поговорить о том, как жили люди раньше – из вашего опыта, из опыта ваших родителей, дедушек и прадедушек. Старые письма, фотографии, газеты, журналы – все это так полезно и интересно читать вместе, а при необходимости что-то пояснять.

Разрыв поколений – это и следствие того, что мы мало говорим друг с другом, мало рассказываем. Ребенок, у которого есть только его опыт, причем еще очень маленький, живет в той информационной среде, которая сегодня есть. Он не может знать то, что знаем мы, люди другого возраста и с другим опытом, а поэтому очень важно рассказывать о наших детских и подростковых годах, о детстве бабушек и прадедушек, об изменениях, которые могут быть ребенку особенно интересны. Замечательно, если сохранились игрушки, книги, какие-то характерные предметы быта разных времен. Сама возможность увидеть на фотографиях предков, которых в земной жизни ребенок никогда не видел, т.к. они умерли до его рождения, подержать в руках предмет, когда-то принадлежавший прапрабабушке, а потом бережно хранимый следующими поколениями семьи – это уже развитие, воспитание, это то, что принесет добрые плоды.

Не надо упрекать подростков, что они не знают и не понимают чего-то, что для нас очевидно и нам известно. Нужно рассказывать им об этом, с ними нужно говорить. Просто говорить, с искренним интересом. И еще. Очень важно помнить, что Господь наделил человека не только разумом, но и свободной волей. Выбор мы делаем сами в сторону добра или зла, благородства или низости. Об этом необходимо знать особенно молодым людям, которым еще предстоит прожить свою жизнь. Мы должны им в этом помочь.

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru