Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Это особое ощущение детства

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Это особое ощущение детства 28.06.2022

Митрополит Климент: Это особое ощущение детства

Что остается в памяти человека надолго, в том числе на всю жизнь? Какие-то впечатления о чем-то ярком, необычном, далеком? В Книге Иова мы находим такие слова: «Ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него» (Иов. 4; 12).

Вспомним свои самые светлые, надолго оставшиеся в памяти впечатления. Было ли там непременно что-то необычное, далекое, внешне яркое? С уверенностью скажу: нет. Это самые разные впечатления и картины. И гораздо чаще это что-то родное, негромкое, привычное. Это запах дома, прогретого солнцем. Бабушка или мама варит варенье. Дедушка нагнулся около парника с огурцами, что-то поправляет. Отец тащит из леса огромную корзину с грибами.

Это особое ощущение детства: умелые руки взрослых, обустраивающие жизнь дома, кажется, способные сделать почти все. И спустя десятилетия вспоминаешь, как дедушка что-то мастерил из дерева, а бабушка вязала скатерть, как, живя вроде бы неспешно, без современной вечной спешки и суеты, они много успевали сделать за день, а вечернее вязание или еще какое-нибудь рукоделие было почти отдыхом. А еще умелые руки спасали целые семьи, позволяли выжить в трудные времена, не остаться голодным и раздетым.

Одно из стихотворений Ольги Александровны Фокиной, номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассказывает о материнских руках:

Не воз перин, не шелка штуки

Ей мать в приданое дала.

Но — дело знающие руки,

Что пол отмоют — добела,

Что печь истопят — без угару,

Что щи сварят — не напоказ…

В людях труда всегда была тяга к красоте, стремление не просто сделать что-то исключительно практическое, а когда это возможно, еще и красивое. Вот и в этом стихотворении мастерица на все руки не просто может полностью изготовить полотно для одежды и предметов обихода, но и старается сделать его с рисунком, с узорами:

И нить цветную так протянут,

Что плат и скатерть — не без птиц,

Не без цветка, не без затеи…

Труд по дому, особенно если это свой дом в деревне, с хозяйством, огородом, домашними животными, как известно, никогда не кончается:

И нынче — так, и завтра снова —

Лаская, гладя, не браня,

Стригут овец, доят корову,

Вздевают сбрую на коня…

О руки мамы! Даже вспомнить

И даже просто перечесть

Все их уменье нелегко мне!

Земная жизнь матери завершилась, ее руки теперь недвижны. Дочь в печали и слезах. Светлый образ матери навсегда в ее памяти. А умелые материнские руки — не только часть воспоминаний, но и источник вдохновения. Думаю, многие из нас без труда вспоминают руки давно ушедших из земной жизни близких. Сколько лет прошло, сами мы давно не дети, а зрелые люди, а простые, трудовые, заботливые руки родных всплывают в памяти ясно и быстро, как будто мы видели их только что.

Стихотворение лауреата Патриаршей литературной премии Николая Александровича Зиновьева тоже вроде бы о самом обычном: усталая женщина уснула с вязанием в руках. Но именно это снится сыну раз за разом. И так явно, что даже слышен звон спиц, как вы понимаете, очень и очень тихий. Чтобы его услышать, нужно быть очень внимательным, чутким. Должна быть особая тишина.
Мне снова вечер тот приснится,

И снова я услышу, как

Легко позванивают спицы

В родных натруженных руках.

И снова в поэтических строках материнские руки — родные натруженные руки.

У мамы день — за делом дело

Прошел, и все успела в срок.

И вот лишь вечерком присела

Вязать меньшому свитерок.

Женщина не привыкла жить без дела. Трудом наполнена жизнь, и по-другому она ее не представляет. Вечер, присела, но и тут руки работают. Вязание — это не просто изготовление одежды. Это рукоделие, порой почти искусство. А еще это проявление любви. Вещь, сделанная родными руками, особенно теплая, уютная. Вот только вкрадываются некоторые сомнения из-за сегодняшнего повсеместного и всеобщего увлечения разного рода гаджетами, как люди проводят большую часть своей жизни, наглухо погрузившись в них и не видя друг друга, даже иногда собственных детей… Будут ли они, нынешние детки, в зрелом возрасте иметь подобные воспоминания о теплоте родительских рук?..

Да так на стуле и уснула

Под гул горящих в печке дров,

И что-то тайное согнуло

И надломило маме бровь.

То дня грядущего тревоги

Пробрались в сон ее тайком…

Спит мама, и мои дороги

У ног ее лежат клубком.

Какой свежий и точный образ: дороги сына как мамин клубок. Держась за мамины заботливые руки, делал сын свои первые шаги, покорял первую свою дорогу. Мамиными трудами был сыт, одет и вырос. Мамины тепло и забота согревали его всегда, были с ним в радости, в беде, в испытаниях, трудностях, на перепутье. Разматываются клубки, и родные натруженные заботливые руки петелька за петелькой вяжут свитер — создают новую вещь. И, как отдельные петельки в вязании соединяются в целое полотно, мамины труды, забота, любовь помогают сыну выбрать верные пути в жизни. Какая мать не мечтает, чтобы сын выбрал для себя хорошую жизненную дорогу и чтобы его путь не был слишком трудным?! Хотя, послушайте, что писал в письмах своим чадам отец Иоанн Крестьянкин: «Господь всех нас ведет именно нашими путями, ошибаться Он не может, ибо зрит суть и знает то, что и мы-то о себе не знаем, и потому наше представление вожделенного счастья или несчастья не соответствует истине».

Мы гонимся за чем-то ярким, необычным и далеким. А сердце хранит близкое, родное, прекрасное внутренней красотой. «Плод благого делания есть любовь и смирение, от коих рождается покой и мир совести», — говорит преподобный Макарий Оптинский.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru