Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Владимир Вигилянский. Русский ключ

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Протоиерей Владимир Вигилянский. Русский ключ 14.02.2022

Протоиерей Владимир Вигилянский. Русский ключ

Эссе священника Владимира Вигилянского о православной вере и церковной жизни.

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Ко мне на дежурство в храме вот уже почти 20 лет приходят самые разные люди, в том числе даже не из числа прихожан нашего Татьянинского храма.
Среди приходящих впервые встречаются и такие, кого можно охарактеризовать как людей «разбалансированных», потерявших нужную им дорогу жизни, растративших богатство даров, полученных в детстве, юности или зрелости, не имеющих силы собраться, сконцентрироваться.
Чаще всего это, они одинокие, безвольные, растерянные люди, считающие себя (или не считающие, но выглядящие так) неудачниками. Всё у них не так – семья, профессия, друзья, коллеги, начальники, здоровье. Церковь и священник для них – последняя инстанция, где они хотят узнать свой диагноз и, главное, – получить лекарство, способное их собрать воедино.
В детстве я однажды услышал от подруги моей мамы поэтессы Новеллы Матвеевой (1934-2016), учившейся с ней на Высших литературных курсах, такие стихи:

Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверён, распят!

Далее в стихотворении говорится о врагах, которые приходят ночью:

Они ползут, шуршат…
Они идут, как мыши,
На твой душевный склад.

И вскорости растащат
Во мраке и в тиши
Отколотые части
Твоей больной души.

– А что же будут делать
Они с моей душой?
А что же будут делать
С разбитой, но большой?
– Вторую часть – покрасят,
А третью – разлинуют,
Четвертую – заквасят,
А пятую – раздуют,
Шестую – подожгут,
А сами убегут.

Именно таких людей сейчас много, и они ищут своего спасения в Церкви.
Знаете, что я им говорю? Я предлагаю им перейти на церковное время, связать свою жизнь с церковным календарём. Сначала пройти таинство Покаяния, потом – Причащения, затем начать жить в соответствии с церковными праздниками, с мерной поступью церковной недели и церковных суток. Потихоньку начать понимать то, что происходит в Церкви. Начать с чтения утренних и вечерних молитв, Евангелия дня, с узнавания почитаемых святых и чтимых икон. Не сразу, конечно, а постепенно. Потихоньку начать понимать то, что происходит в Церкви.
Надо суметь вплести себя в ткань церковной жизни, которая сама в свою очередь выправит, выровняет, центрует твою личность. А всё остальное приложится.
Тем, кто за это берётся, помогает.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО
Обнаружил в своих компьютерных документах это блиц-интервью.
Совершенно не помню, кому я его давал, почему оно такое краткое и где оно было напечатано (и было ли опубликовано). Но вдруг кому-нибудь из моих читателей оно будет интересно?

– Что такое добро?

– Добро – это то, что одобрено Богом. По-другому его называют благом. Добро чаще всего связывают с совершенством, с тем, что приближает нас к Богу и соединяет с Ним.

– Что такое зло?

– Зло – сознательное сопротивление Творцу, направленное на разрушение созданного Богом творения. Это то, что противостоит Благу и Истине.

– Как вам кажется, отличается ли светское понятие добра-зла от церковного?

– Светская этика также связывает понятия добра-зла с ценностными категориями. Однако для религиозного сознания высшей ценностью является Бог, а для нерелигиозного сознания понятие ценности размыто, поскольку отсутствуют какие-либо критерии, с помощью которых можно развести понятия добра-зла. Ф. Достоевский, например, так определил эту размытость: «Если Бога нет, то всё позволено».

– Возможна ли кража, ложь, убийство во имя спасения своих близких?

– Думаю, возможны: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Впрочем, это не отменяет евангельских заповедей, нарушение которых требует искренней исповеди.

– Можно ли делать искусственное оплодотворение? Например, женщине к 40 годам, а у нее нет детей.

– Если искусственное оплодотворение производится половыми клетками мужа, то можно. Если же используются донорские половые клетки, то – нет. Подробнее об этом можно прочитать в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви.

– Эпатажно одетая молодёжь (готы, панки) могут войти в храм помолиться? Допустим, они шли по улице, увидели храм и очень захотели помолиться, но переодеться не было возможности.

– Я иногда вижу в храмах «эпатажно одетую молодёжь». В церкви более терпимо к ней относятся, нежели в хороших ресторанах или, скажем, в Большом театре.

– Можно ли делать аборт, если беременность произошла после изнасилования?

– Намеренное прерывание беременности (аборт) оценивается Церковью как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству.

– Можно ли молиться в католическом храме православному человеку?

– Православному человеку можно и нужно молиться абсолютно везде. Другое дело, можно ли участвовать в богослужении с инославными…

– Можно ли исповедоваться священнику, если он уже вышел из церковного сана?

– Какой же он священник, если он лишён сана?

– Если муж мусульманин, то какой религии должны быть дети от этого брака?

– Этот вопрос должны решать сами родители.

– Как стоит относиться к агностикам? Как стоит относиться к коммунистам-атеистам, которые стали православными? Как стоит относиться к людям, которые отказываются от православной веры?

– С любовью.


ГЛУПОСТЬ – ГРЕХ?
Когда-то меня поразило такое рассуждение академика Б. В. Раушенбаха (1915-2001):
«Среди академиков и профессоров столько же глупцов, сколько среди дворников. Процент тот же».
Значит, глупость для Бориса Викторовича не связана с количеством прочитанных книг, умением анализировать и сопоставлять факты, с заслугами перед наукой, с общественным и государственным почитанием?

Священники молятся на литургии, чтобы Господь нам дал «разум духовный», благодарят Его за то, что Он дает «просящему премудрость и разум», просят Его открыть «мысленные наши очи» для «разумения» евангельских истин.
Воскресший Господь является к апостолам перед своим Вознесением: «Тогда отверз им ум к уразумению Писания» (Лк. 24, 45).

Оппозиция «ум – неразумие» постоянная тема апостола Павла. В Послании к Римлянам он говорит про тех, кто «осуетился в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1, 21-23).
«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 6-8).
Господь желает «всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4).

Мудрость «века сего» не остаётся в долгу – она считает величайшей глупостью веру в Бога:
«Глупость религии оттого, что она сама – воплощённая глупость человечества, иными словами, совокупная, организованная, институциализированная глупость».
В качестве примера этой глупости автор атеистического сайта redov.ru приводит следующий пассаж: «Библия даёт массу примеров нелепостей и глупостей. Взять хотя бы такое заявление Иисуса Христа: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф. 10, 30). Подумайте хорошенько, зачем богу считать волосы у людей?! Ему что, нечем заниматься? И вообще, какой смысл в этой процедуре?»

Среди списков грехов глупость мы вряд ли найдём. Но многие из нас знают, что выставляемые без всякого стеснения напоказ, такие человеческие качества, как гордость, самовлюблённость, зависть, похотливость, агрессивность обнаруживают в человеке, мягко говоря, недалёкость, даже если мы знаем, что он дипломирован, занимает ответственное положение в обществе, имеет заслуженные награды.

Вчера на совещании с настоятелями строящихся храмов мне один батюшка показал фото некоего юриста, вышедшего на строительную площадку с плакатом в руках: «Я против строительства храма. Заслуживаю проклятие».
Вот такая «мудрость века сего»…

Ну, и несколько афоризмов о глупости:

Всякий глупец найдёт ещё большего глупца, который станет им восторгаться. (Никола Буало).
Где глупость – образец, там разум – безумие. (Иоганн Гёте).
Количество глупостей, совершаемых по велению рассудка, гораздо больше, чем количество глупостей, совершаемых по глупости. (Чарли Чаплин).
Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом. (Эрих Мария Ремарк).
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен. (Альберт Эйнштейн).
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. (Прит.19:3).
Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто даёт словесное поручение глупцу. (Прит.26:3-5).


Источник

Протоиерей Владимир Вигилянский – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru