Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Кердан: О собрании сочинений

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр Кердан: О собрании сочинений 03.02.2022

Александр Кердан: О собрании сочинений

Интервью с писателем Александром Керданом о его шеститомнике, который отмечен в конкурсе «Просвещение через книгу» как лучшее художественное произведение.

— Что вошло в это собрание? Это художественная проза, или также и работы в других жанрах, стихи?

— Коль скоро высокое экспертное жюри конкурса «Просвещение через книгу» оценило Собрание моих сочинений как лучшее произведение художественной литературы, мне остается только благодарно согласиться с этим утверждением. Собрание сочинений уже своим названием предполагает, что в него входят авторские работы разных литературных жанров. В моем шеститомнике четыре тома — это исторические и современные романы, повести, рассказы и новеллы. В пятом и шестом томе опубликованы — стихотворения и поэмы разных лет. В шестом томе так же нашлось место для стихотворных текстов, которые стали песнями, сказкам, литературно-художественным переводам и художественным очеркам. Последние, как известно, тоже относятся к художественной литературе…

— Это все произведения, созданные Вами к настоящему времени? Или был проведен отбор?

— Отбор, несомненно, проводился. В шеститомник не включены некоторые из ранних моих повестей, поэм и стихотворений… Таких текстов набралось бы еще на один том… Но, коль скоро речь мы ведем о художественной литературе, качество в ней всегда превалирует над количественными показателями. На это мы и ориентировались, проводя отбор.

— Кто Ваш читатель, о чем Вы хотите говорить с ним, и что ему сказать?

— В Собрание сочинений вошли четыре исторических романа о русских первопроходцах на Аляске: «Крест командора», дилогия «Берег отдаленный…» и «Звездная метка». Они выдержали несколько переизданий на Урале, в Санкт-Петербурге и Москве. К слову, в издательстве «Вече» эти романы первоначально были опубликованы в серии «Исторические приключения», а затем вышли отдельным четырехтомников под рубрикой «Русская Америка». Резонно полагать, что эти серии были адресованы в первую очередь для «юношества, обдумывающего свое житье». Моя военная проза — романы «Караул» и «Царь горы», рассказы и повести из цикла «Товарищи офицеры» — интересна и военной аудитории, и гражданским поклонникам баталистики и жанра «русской военной повести». Так о них отозвалась филолог и критик из Тюмени Наталья Дворцова. Важнейшими темами романа «Царь горы» стали мужская дружба, благородство, поиск дороги к Храму… Проблемы нравственного выбора героев, верность своей семье и традициям, осмысливаются в «Романе с фамилией», который можно отнести к «семейным сагам». Сказки с удовольствием читают и младшие школьники, и взрослые. Ну, а стихи, они — для всех, ибо прав был Пушкин, утверждая: «Любви все возрасты покорны. Ее порывы благотворны…»

— Какие Ваши произведения получили наибольшее признание читателей? Что из представленного в собрании Вы сами считаете наиболее важным, почему?

— Сейчас я автор семидесяти шести книг, вышедших в России, США и Азербайджане. Мне самому трудно оценивать степень признанности того или иного произведения. Это скорее вопрос к книгоиздателям… Но, коль скоро мои исторические романы переиздаются уже много лет, равно как переиздается и моя военная проза, значит, они кому-то интересны. То же самое могу сказать и о стихах. Поэтические книги не обходит вниманием литературная критика, они удостаиваются тех или иных литературных наград, переводятся на разные языки, становятся песнями, которые поют… В 1991-м году меня принимали в Союз писателей как поэта, и долгие годы я ощущал себя скорее стихотворцем, вынужденным, как говорится, в эпоху когда стихи вдруг стали издательствам неинтересны, писать прозу… Но вот сегодня в моем арсенале стихотворных и прозаических книг примерно поровну, а в упомянутом Собрании сочинений проза даже превалирует… И сейчас мне трудно отдать предпочтение тому или иному жанру. Как автору, мне интересно то, что я делаю в данный момент: роман ли это или же стихотворение — не суть важно. Куда важней — все возрастающая степень ответственности перед Творцом и собственной совестью, как частицей Творца в тебе.

— К каким темам и жанрам Вы намерены обратиться в дальнейшем?

— Работа над подготовкой в свет выхода Собрания сочинений заняла практически восемь месяцев… Когда такую работу сваливаешь с плеч, закономерно возникает ощущение некой пустоты, которую не могут заполнить одни только организационные усилия по распространению тиража, встречи с читателями и т.д. Чтобы не было ощущения вакуума, я, практически, сразу взялся за новый роман. Он будет посвящен переломным для нашего Отечества девяностым годам. Его главный герой — офицер российских спецслужб. Мне важнее разобраться, что происходит в душе человека, вдруг потерявшего великую страну, которой он присягал, оказавшегося на распутье, ищущего в себе, в православной вере опору для жизни и дальнейшей службы Отечеству.

— Способна ли современная российская литература выдерживать конкуренцию за умы, сердца и души детей, подростков, молодежи?
Что писатели могут сейчас сделать для страны и защиты ее будущего? Есть ли смысл продолжать работу в формате традиционной русской книги, если все больше людей вместо чтения книг выбирают другие форматы получения информации и проведения досуга?

— Слухи о смерти русской литературы сильно преувеличены…
Говоря о том, что конкретно может сделать писательское сообщество, и каждый писатель лично, замечу: прежде всего, честно работать — не идти на поводу у падкого на скорый успех и материальные блага мира, не писать на потребу, ставить перед собой высокие цели, «сеять разумное, доброе вечное», пусть даже «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Словом, делать, что должно русскому писателю, уповая на волю Божью. Во-вторых, это уже для сообщества литераторов — консолидировать свои усилия с институтами образования и культуры, с Русской Православной Церковью, такое встречное движение ведется в рамках Всемирного Русского Народного Собора и нового, созданного при Издательском совете литературного форума «Мiръ Слова», с дружественными СМИ – есть замечательные циклы передач на телеканале «Союз» и «Спас», и в социальных сетях. Активно привлекать к совместной деятельности родителей и ветеранские организации. Мы это делаем в рамках Ассоциации писателей Урала. В-третьих, это опять для каждого из нас — активно идти навстречу своему читателю в школы и вузы, везде, где только можно, проповедовать Ее Величество Книгу. Все названное, возможно, покажется делом не очень перспективным и частным. Но пока мы действуем вне государственной поддержки остается придерживаться простой народной мудрости, гласящей, что и вода камень точит, и еще одной, что под лежачий камень вода не течет. Форматы книги в упомянутой работе по пропаганде чтения могут быть самыми разными: и книги, как теперь выражаются, на бумажном носителе, и электронные, аудио-книги, и фильмы, снятые по лучшим произведениям… Суть не в этом. Главное — методично, день за днем напоминать нашим согражданам, и в первую очередь юным, что книга жива, что это сокровище мудрости и доброты, а там, глядишь, и государство очнется, подтянется к нам на подмогу…

— О чем еще важно упомянуть, рассказывая о вышедшем собрании?

— Издание книги — это в России дело соборное. Книга и в прошлые годы, и особенно теперь делается всем миром: без доброго отношения каждого из «книжных соборян», достойного конечного результата не добиться.
В этот «книжный собор» помимо автора, входят и другие участники книгоиздательского процесса. Во-первых, редакторы. Над Собранием моих сочинений работала великолепная редакционная коллегия в составе: Агнессы Федоровны Гремицкой, Владислава Петровича Крапивина, Арсена Борисовича Титова, Нины Александровны Ягодинцевой и моей супруги Яны Константиновны Чабан. Первые два редактора, к сожалению, не дожили до того, как шеститомник вышел в свет, но я убежден, что они и из зазеркалья своими молитвами помогали ему родиться. Большой объем работы выполнили директор издательства Ассоциации писателей Урала Светлана Владимировна Шангина, она же осуществляла верстку и техническое редактирование, и заслуженный художник России из города Кирова Сергей Юрьевич Горбачев, которому принадлежат и иллюстрации, и замысел всего художественного оформления Собрания сочинений. Свою лепту внесли и сотрудники Режевской типографии из Свердловской области. Именно там шеститомник печатался и упаковывался. И такая важная деталь: он упакован по комплектно, а не по отдельным томам, что немало способствует последующей работе по его распространению. Не могу не сказать о друзьях-благотворителях, которые помогли материально, взяв на себя часть затрат по изданию. Это мои бывшие сослуживцы и друзья Евгений Владимирович Кишенько и Михаил Иванович Пронякин из Москвы, Сергей Александрович Зверев и Андрей Мечиславович Гяч из Екатеринбурга, Дмитрий Александрович Мизгулин из Санкт-Петербурга и Администрация моего родного Коркинского муниципального района Челябинской области во главе с Натальей Александровной Лощининой.
Отрадно, что издание не залежалось на складе. За месяцы, прошедшие после выхода Собрания Сочинений в шести томах в свет, уже большая часть книг разошлась по библиотекам уральского и сибирского региона, обязательные экземпляры по рассылке попали в Российскую национальную библиотеку и крупнейшие библиотеки страны — от Владивостока до Симферополя. В настоящее время активно приобретают шеститомник в личные библиотеки библиофилы и те преданные читатели, кто давно интересуется моим творчеством, и в этом деле оказывают хорошее содействие социальные сети, в которых я веду свои страницы.

Беседовал Илья Агафонов

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru