Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Опаленные фрески»: в Литературном музее проходит выставка к юбилею фильма «Андрей Рублев»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Опаленные фрески»: в Литературном музее проходит выставка к юбилею фильма «Андрей Рублев» 11.01.2022

«Опаленные фрески»: в Литературном музее проходит выставка к юбилею фильма «Андрей Рублев»

Москва, 11 января. В Государственном музее истории российской литературы имени Даля проходит выставка «Опаленные фрески». Она приурочена к 55-летию выхода фильма Тарковского «Андрей Рублев». В экспозиции – работы художника и декоратора киноленты Юрия Гусева, передает телеканал «Культура».

Этот фрагмент фрески с изображением Богородицы – все, что сохранилось от декораций фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Ее автор – уже ушедший из жизни художник Юрий Гусев. По словам коллекционера Игоря Ильиных, фреска уцелела лишь чудом. Большая часть декораций после завершения съемочного периода обычно утилизируется. А этот фрагмент художник буквально спас от уничтожения и впоследствии передал в дар коллекционеру.

«Эту фреску, которая была на холсте приклеена к стене храма – естественно, в храме никто не позволил бы въезжать на лошади, драться, жечь огонь, – поэтому все росписи, которые мы видим в «Андрее Рублеве», иконы, которые там фигурируют, кроме последних кадров, где «Троица», все эти работы – это работы Гусева», – пояснил коллекционер Игорь Ильиных.

Художник Юрий Гусев не являлся членом съемочной группы, а работал в одном из декорационных цехов «Мосфильма», который создавал фоны для картины, поэтому его имени нет в титрах фильма. В фильме Тарковского нет ни одного кадра, в котором бы Андрей Рублев был показан за работой. Зрители видят лишь результат творческих исканий великого иконописца. Например, в новелле «Набег» Рублев оказывается в сожженном татарами храме, иконы для которого он создавал. Для фильма, разумеется, были сожжены специально написанные копии. Подлинные произведения из собрания Третьяковской галереи показаны лишь в финале картины.

Инна Андреева, куратор выставки: «Андрею Тарковскому и не нужна была эта достоверность. У него была основная идея фильма, он хотел показать Андрея Рублева, противоречия в его характере, противоречия в его мыслях, его муки по поводу своего таланта: а нужен он кому-то или нет».

Эта неуверенность в своем таланте, по словам коллекционера Игоря Ильиных, была свойственна и художнику Юрию Гусеву. Но не в отношении работы на «Мосфильме», а в отношении своей живописи. Художник создал целую серию полотен на библейские сюжеты. Но при его жизни эти картины видел только он сам, его друзья и коллеги. Как живописец Юрий Гусев не снискал славы. Да и не стремился к ней.

 

Источник

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru