Издательский Совет Русской Православной Церкви: Вячеслав Лютый. Журнальный остров

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вячеслав Лютый. Журнальный остров 24.12.2021

Вячеслав Лютый. Журнальный остров

Роль региональных журналов в современной культуре

Сегодня роль региональных литературных журналов стала во многом иной, нежели прежде, в советское время или в последние три десятка лет. Теперь нет непререкаемого главенства московских литературных «толстяков», а издания из самых разных географических точек страны уже не однажды выступали как первооткрыватели новых писательских талантов, словно бы вручая их имена столице для последующих публикаций – разумеется, более громогласных и потому открывающих для автора широкие перспективы. Но это – издательская сторона вопроса, несомненно, очень важная для писателя, а для читателя существенная только в одном смысле: родной журнал напечатал хорошего автора-земляка или же «поэта-писателя» из подобного же уголка России, совсем не обласканного пока что Белокаменной.
Края и области страны интеллектуально и художественно отделились от центра и стали исподволь понимать себя как «главную» Россию, а не придаток к административному центру Российской Федерации. Практически все важные события, связанные с возникновением новых литературных имен и произведений, сегодня связаны с регионами. Отчасти это напоминает о творческом истощении «московской культуры», ориентированной на модернистские акты и книги, забывшей об исключительной важности корневого самосознания – в угоду многочисленным адептам принципа «перекати-поля», когда создатель очередного артефакта никому ничего не должен. В названных обстоятельствах региональные журналы поняли свою прежнюю задачу по-новому: не только поиск самобытных талантов на месте, но и обязанность перед последующими поколениями сохранить нравственные и художественные устои искусства и литературы настоящего времени и прошлых эпох, не позволить рационалистическому веку разрушить традицию.
Подобное самоопределение журналов российской глубинки соседствует с вторжением на региональные творческие территории фигур и практик откровенно разрушительного свойства. Модернистские экзерсисы в Перми, претенциозный памятник каторжным годам Достоевского в Омске, пошлые спектакли в рамках Платоновского фестиваля в Воронеже – много мусора злая воля раскидала по землям, где прежде умели ценить красоту и затаенный смысл. Именно поэтому литературно-художественные журналы регионов видятся как чрезвычайно важные опоры подлинной культуры на всей территории России. Они дают понять бесцеремонным современным культуртрегерам, что здесь есть история, имена и творения высокой пробы, здешнее пространство не пустует. И непозволительно всякому встречному-поперечному вываливать имитирующий культуру хлам на знающую иные, более достойные, времена землю.
Если отвлечься от этой, во многом охранительной в самом лучшем значении слова, задачи, то окажется, что региональным журналам присуще свойство творческой навигации. Уже не отодвигая в сторону негативные по форме и содержанию произведения волевым актом, но отбирая все лучшее, что появляется в поле зрения издания, и осуществляя таким образом изначальную оценку художественной вещи, журналы опережают собственно издательский процесс, для которого наиболее важным оказывается статистика продаж книги, а не ее высокое существо.
Так региональное издание, размещая на своих страницах образцы прозы, поэзии, эссеистики – содержательные и привлекательные по форме, неявно производит отбор и рекомендует своим читателям произведения, которые в журнале не зазорно разместить одно рядом с другим – потому что творческие потенциалы этих текстов лежат в одном поле литературных оценок, какими бы разными упомянутые вещи ни были.
Книги современных издательств не придут в читательскую аудиторию без затратной и энергичной рекламной кампании, тогда как соседство молодого автора с известным мастером свидетельствует сразу о двух обстоятельствах: представитель нового поколения писателей не проигрывает на фоне творений своего старшего собрата, а тот не кажется устаревшим и предназначенным для ознакомления только седым ветеранам. Кроме всего прочего, тут происходит сближение отцов и детей, стариков и внуков.
Одновременно под журнальной обложкой осуществляется продвижение до сей поры незнакомого писательского имени рядом с другими авторитетными литераторами в обширную среду завсегдатаев библиотек. И вчера одинокий автор сегодня обретает многочисленную армию поклонников – страстных приверженцев литературы прекрасной и правдивой, позволяющей помнить о былом и видеть главное в происходящем сейчас.
В силу самых разных причин, в том числе организационного и идейного характера, в России в настоящее время несколько больших литературных корпораций, среди которых можно упомянуть четыре творческих союза, вошедших в Ассоциацию писателей и издателей (АСПИ): Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга. У каждого из этих объединений есть близкие им по духу журналы, которые, как правило, публиковали ранее произведения «своих» авторов. Однако в последнее десятилетие такой распорядок претерпел видимые изменения, и теперь на страницах условно «консервативного» воронежского «Подъёма» можно встретить работы «либерального» прозаика или поэта. Напротив, под обложкой смоленского альманаха «Под часами», который выпускается силами Союза российских писателей, рядом с лирикой Евгения Чигрина размещены стихи Светланы Сырневой. Происходит очень медленное, но уже заметное взаимное притяжение литературных изданий, основой которого можно счесть интеллектуально честное и художественно внятное отношение к трем векам российской словесности. Разумеется, это встречное движение отягощено множеством творческих и художественных разногласий, и было бы легкомысленно охарактеризовать происходящее старыми, уже потерявшими доверие словами: «процесс пошел». Нет, говорить о «процессе» ныне – это обманывать себя и других, однако «мертвую точку», инерцию уединенного стояния на своем мы уже преодолели.
Сейчас внутри каждого из писательских союзов важно наладить взаимосвязь «своих» журналов, чтобы они представляли собой большой и единый остров с разными «журнальными поселениями». В сферу их общей деятельности должны входить обмен авторами и параллельность публикаций. Только так можно преодолеть разорванное культурное пространство страны и вывести за пределы конкретного региона достойного автора или произведение, которое, возможно, потом приобретет всеобщую известность. Такие «горизонтальные связи» позволят поставить разрушительное своеволие издателей на соответствующее место и прекратить бесстыдное продвижение малоталантливых опусов под маркой «открытие дня».
Прислушиваясь к мнению журналов издательства займут свою ступеньку в литературной цепи, закономерно следуя за журнальной навигацией. Или по праву стать первыми – в случае, если новый Гоголь возникнет среди нынешних сумерек и внезапно постучится в издательскую дверь. Впрочем, перефразируя Белинского, Гоголи, как грибы после дождя, не появляются.
Региональные журналы в настоящий момент могут сделать решающие шаги в деле воссоздания единого литературного пространства России. Это важно не только понимать, но и настоятельно стремиться к обозначенной цели, находя общие мемориальные рубрики, обмениваясь вставными блоками «Журнал в гостях у журнала», соединяя географически далекую творческую молодежь со здешней, находящейся на расстоянии вытянутой руки. Если власть поддержит подобную инициативу организационно и финансово, многие достижения будут видны уже завтра-послезавтра. Если же, по обыкновению, ограничится избирательным вливанием скромных средств и напутствием «давай-давай!», дело, конечно, станет более медленным. Тем не менее, мы должны осознать необходимость такого гибкого журнального единства. По существу, сегодня – это самая трудная вещь.

Источник

Досье. Вячеслав Лютый родился в городе Легнице Польской народной Республики в семье офицера Советской армии. Окончил Воронежский политехнический институт, Литературный институт им. А.М. Горького. Поступал в Литературный институт по специальности «поэзия», окончил – по специальности «критика». Был звукооператором Воронежского Академического театра драмы имени А.В. Кольцова во второй половине 1980-х, потом – заведующим литературной частью московского Экспериментального театра под руководством Вячеслава Спесивцева.
С 1997 года работает в воронежском журнале «Подъём». Член Правления Союза писателей России и Воронежской региональной организации СП РФ. Участник форума форума «Мiръ Слова».













Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru