Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как читать Евангелие с детьми?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Как читать Евангелие с детьми? 21.10.2021

Как читать Евангелие с детьми?

На радио «Радонеж» вышла программа с участием священника Федора Бородина. 

Вопрос: Как и когда начинать читать с детьми Евангелие, жития святых? С каких святых начинать?

отец Федор: Эти два вопроса об одном. Евангелие надо читать при ребенке с тех пор, как мама начинает кормить ребёнка. Слово Божие — это таинственное действие Господа нашего Иисуса Христа. Макарий Великий говорил, когда мы целуем Евангелие, то целуем пречистую плоть Господа нашего Иисуса Христа. На воскресной Всенощной перед помазанием мы целуем Евангелие, из которого был прочитан отрывок о Его воскресении. Мы целуем воскресшую плоть Христову, это очень символично. Но в символах есть реальность. Слово Божие – сила. И эта сила западает в маленького ребенка, в его память, в сознание. Как мы знаем из притчи Христовой, во время посева семена оказались на дороге, в поле, на каменистом месте, в терне. Но Господь есть Слово Божие. Слово Божие попадает в землю души человека, начинает пускать там корень, потом зарождается росток. Как мы помним из Евангелия от Марка, человек встает, ложиться спать, работает и не знает, как Слово Божие растет в нем. Это происходит таинственно даже для самого человека. Нужно напитывать ребенка чтением Священного Писания, заранее выбирать, какие отрывки ему читать. Например, о женщине, взятой в прелюбодеянии, читать достаточно сложно, или тексты Христа о том, кто разведется с женою. Для маленьких детей это пока рано. Но притчи или что-то другое обязательно нужно читать, чтобы вытягивать ребенка на диалог. Сейчас очень много разных авторов, которые составили жития святых, из них тоже надо выбирать. Есть удивительная притча, рассказ о монахе, который подошел к другому брату, который находился в периоде некоторого уныния. Он сказал ему: «Что толку, что мы с тобой слушаем Священное Писание в храме, еще и в келье у себя его читаем. Мы его знаем хорошо, а что толку, ничего у нас не меняется. Другой ответил: «Когда ты моешь на трапезе капусту, вода не остается на капусте. Но ты можешь потом есть капусту потому, что она чистая. Тебе кажется, что Слово Божие не осталась в памяти, но Оно очищает твою душу». Душа ребенка напитывается Словом Божиим. А жития святых – это примеры того, как Слово Божие действует в жизни конкретных людей, это живые примеры. Нужно начинать читать Евангелие с самого раннего возраста. Просто читайте при ребенке, а дальше уже вместе с ним.

Вопрос: Как совместить заповедь о почитании родителей с их деспотизмом к своим детям?

отец Федор: Это очень тяжело совместить. Но в тексте 20-й главы книги Исход, в которой изложен декалог, 10 заповедей, нет сносок о том, что с такими-то родителями надо соблюдать заповедь, а с такими-то не надо. Заповедь предполагает, что любые родители достойны почитания. Почитание родителей — это отображение на Земле того, как человек относится к своему Небесному Отцу. Неслучайно это единственная заповедь, за которую Господь обещал долголетие и благоденствие на земле, вот насколько Ему это важно. Невозможно построить правильные отношения с Отцом Небесным, нарушая через хамство и грехи отношения с земными родителями. Единственное исключение, если земные родители начинают отвращать человека от Бога. Бог больше всех, и мы знаем это из первой заповеди. Если вы уже взрослый человек, а отец и мать пытаются вами управлять, это не значит, что вы должны во всем их слушаться. Почитание предполагает совсем не это. Пока вы живете в их доме, пока вы молоды, пока они вас содержат и кормят, вы находитесь у них в послушании. А дальше заповедь о почитании связана с не осуждением родителей, никогда и ни при каких обстоятельствах. Вы не должны хамить, повышать голос, кричать. Необходимо заботиться о нуждах родителей, когда они станут старыми, молиться о них, покоить их старость. Допустим, мать может заревновать своего сына к невестке. Сейчас это часто встречается, потому что мы не умеем правильно любить. Нам кажется, что сын женился, и невестка совсем не такая. Очень часто родители не только не помогают хранить верность в семье, но даже склоняют своих детей к разрушению порядка в их семьях.

Нет заповеди о любви к родителям, но есть заповедь о почитании, и это очень важно. Если родители калечили ребенку жизнь и внушали страх, то любви у него может и не быть. Это колоссальная потеря и трагедия, огромный страх. И все равно родителей надо почитать, вы должны быть уважительными. Нужно исполнять все заповеди Божии. Почитай. Почитание начинается с не осуждения. Вы не можете осуждать своих родителей, даже если они ошибаются, и тем более с кем-то об этом разговаривать.

Вопрос: Семья имеет ценность только в земной жизни, там она уже теряет свои свойства. Как это соотносится с 1-й главой книги «Бытие»? Почему говорят, что на земле мы только учимся жить?

отец Федор: На земле мы учимся жить вечной жизнью. Но я не согласен с тем, что семья имеет ценность только в земной жизни, это не так. Есть люди, которые считают, что это позиция Церкви. Но для меня это неверно, могу подтвердить свое мнение словами из Священного Писания. Будет так, когда не будет веры, уже не надо будет верить, мы просто будем знать Бога. Не будет надежды. А любовь пребывает вовек. Если на земле была любовь в образе любви Христовой, то есть была жертвенная, служащая любовь, то она обязательно будет продолжена в Царстве Божием. Да, там не женятся, там другая форма общения. Но я люблю свою супругу, и не может быть для меня Царствия Божия без нее. Алексей Мечев, великий святой XX века, говорил, что в Царствии Божием есть и своя Оптина Пустынь, и своя Маросейка, так назывался Храм Святителя Николая в Кленниках. Этих людей объединяла любовь. Неужели семья, которая объединена Христовой любовью, может исчезнут, семья, которую апостол Павел в «Послании к Ефесянам» фактически приравнивает к Церкви. Этот отрывок читается на венчании. Неужели это единство во Христе исчезнет? Я в это не готов поверить.

 

Источник

 

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru