Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Осень – время ответственности человека перед творением

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Осень – время ответственности человека перед творением 28.09.2021

Митрополит Климент: Осень – время ответственности человека перед творением

«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Притч. 19;23).

Безусловно, ответственность человека (или ее недостаток, отсутствие) проявляется в любое время года. И это качество, которое актуально всегда. Но все же осень – это время особой ответственности. И если этой ответственности будет недостаточно (или вовсе не будет), не всегда последствия будут видны в тот же миг. Порой они становятся очень заметными несколько позже. Но последствия эти будут, и как говорит Екклесиаст: «Только знай, что за все Бог приведет тебя на суд» (Екл. 11; 9). Беда в том, что некоторые люди не осознают простых, в общем-то, механизмов т.н. «закона бумеранга», когда человеку возвращается его добро или зло через поступки других. Иногда даже спустя много лет.

Осень – время, когда начинает холодать, когда отпуска и каникулы остались позади. Живут люди летом на даче. Котеночка возьмут, щеночка или взрослое животное. На даче, в частном доме с участком это не очень хлопотно. Дети рады повозиться с животным, поиграть. Взрослые тоже принимают участие. Но вот лето заканчивается. Семья перебирается в город. И начинаются опасения, что кот в квартире поцарапает обои и мебель, а с собакой надо гулять ранним утром в любую погоду, еще она тоже что-нибудь испортить может, грязь на лапах с улицы начнет носить в дом. Котенок или щенок подросли, а подросшая кошка или собака уже не такие забавные, как маленькие. И остается животное в дачном поселке или в селе брошенным, никому не нужным. В теплое время года его взяли в дом, у него была крыша над головой, еда и хозяева. Сейчас, во все более холодное и голодное время, животное остается без всего. Собаки, особенно крупные, когда голодные могут быть опасны для других людей, которые невиноваты в их непростой судьбе, но могут серьезно пострадать. Казалось бы, очевидно, взрослые люди должны понимать последствия сделанного и рассказывать об этом детям. Если берешь котенка, будь готов и к тому, что могут пострадать обои и мебель, и к тому, что нужно заботиться о питомце, и к тому, что котенок станет взрослым довольно быстро. Берешь щенка – будь готов гулять в любую погоду, в том числе рано утром, следить за его здоровьем и т.д. В этом должна проявляться ответственность. Когда же ответственности нет, животные оказываются брошенными, и это повторяется каждый год осенью. Человек чувствует себя властелином природы, что и заложено в него Творцом, но не осознает до конца всей своей ответственности.

Бывают и более экзотические питомцы. Находясь в отпуске, родители купили ребенку черепаху. Сначала тому было интересно, потом стало надоедать. В результате в начале осени - не самая маленькая по размеру черепаха в московском прудике или на берегу речки. Очевидно же, что животному, которое создано для жизни в совсем других условиях, там не выжить. Мудрейший древний царь Соломон поучает нас: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12; 10).

Порой и опасные для других питомцы, приобретенные спонтанно в отпуске, к началу осени оказываются выпущенными «на волю», где могут нанести серьезный вред людям, которые случайно с ними где-то встретятся. Думают ли люди об этом, так поступающие?

Еще осенью перед каждым из нас встает вопрос о границе нашей ответственности. Вот если человек честно платит налоги, не нарушает законы, он сделал уже все, что нужно, и может не задумываться, правильно ли распоряжается тем, что дал ему Господь, может не заниматься тем, что не входит в его обязанности? Отмечу, что в конце лета и осенью гораздо легче быть щедрым: поспел новый урожай, цены на овощи и фрукты гораздо доступнее, чем в другое время. А это значит, что можно приготовить огромное количество разных недорогих полезных блюд. А если есть свой сад или огород, там найдется то, чем можно поделиться и с другими.

Дал Господь человеку урожай, дал достаточно средств, чтобы купить себе в запас продукты. Ответственность человека и в том, как этим распорядиться. Например, у кого-то много кабачков или чернослива. Гораздо больше, чем ему нужно. Кто-то поделится с пожилой соседкой или большой семьей, а кто-то решит, что проще выбросить, чем собирать, куда-то идти, кого-то угощать. Не будем забывать, что есть очень нуждающиеся (по самым разным причинам) люди. И для кого-то подаренные овощи или фрукты будут приятным разнообразием скудного семейного рациона. А для кого-то – спасением, позволяющим дотянуть до зарплаты или просто прожить день или два без чувства голода. Кто знает, может быть, это позволит дотянуть им и до лучших времен, до чего-то важного и хорошего. Порой проще сказать, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, «сам виноват», чем помочь. Но разве сложно поделиться тем, чего у нас сейчас не только в достатке, но и в избытке? «Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все», - напоминает нам преподобный Никон Оптинский (Беляев). Он видит даже самое малое доброе дело, и как ка говорит апостол Павел, что за самую малую доброту «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2;9). Потому, что через доброту к ближнему и даже к животному проявляется любовь к Богу, которой Он наделил все Свое творение. И как говорит Екклесиаст, Бог сотворил человека праведным (Еккл. 7; 29).

Похожая ситуация и с одеждой. Мы пересматриваем свою сезонную одежду и думаем, что вот это надо выбросить: мало или не нравится, не подходит и т.д. Выбросить это просто. Но сложно ли отдать эту одежду (если она в хорошем состоянии) тому, кому она нужна? В организации, помогающие с ночлегом бездомным. Даже если теплый свитер согреет бездомного только две холодных ночи, а потом он его потеряет, но все-таки эти две ночи вещь оберегала его от переохлаждения. Разве это не более достойное ее применение, чем отправить сразу в мусор? И разве в этом не надо проявлять ответственности?

Ответственность, мудрость, пусть на первый взгляд житейская, но за ней незаметно скрываются любовь и мудрость познания Бога. Не это ли главное приобретение в земной жизни? «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней», ‑ читаем мы в Книге Притчей Соломоновых (Притч. 3; 13-15). Да поможет нам Бог с ответственностью отнестись к ближнему своему.

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru