Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Творческий дар свыше

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Творческий дар свыше 15.09.2021

Митрополит Климент: Творческий дар свыше

Статья митрополита Калужского и Боровского Климента о творчестве лауреатов Патриаршей литературной премии.

Слово имеет большое влияние на человека, а художественное – тем более. Бывает, что писателя нет на свете уже несколько веков, а произведения, созданные им, продолжают жить. Их с интересом читают потомки, о них думают. Текст, в который заложен глубокий смысл, все так же влияет на сердца, умы и души людей.

Когда писателя признают лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, это становится зримым свидетельством вклада автора в отечественную культуру. Такая высокая оценка литературного творчества – призыв к современным и будущим читателям открыть книги этих прозаиков, поэтов, драматургов, прочесть их и поразмышлять над текстами.

В 2021 году лауреатами Патриаршей литературной премии стали Мушни Ласуриа, Владимир Малягин и Андрей Убогий. В числе номинантов также были Анатолий Байбородин, Владислав Бахревский, Игорь Волгин, Василий Дворцов и Валерий Лепахин (псевдоним – Василий Костерин).

Мушни Таевич Ласуриа напоминает читателям о важности труда, который может стать для человека радостью и источником вдохновения:

 

Душа моя, прошу, не разленись!

Так быстро эти годы пронеслись…

…Лишь труд меня спасал от скуки буден,

Желал Всевышний, чтобы путь был труден.

Шел за мечтой я, не страдая ленью,

И своему был верен поколенью,

Обрел в работе радость, и дала

Она мне цель и сильные крыла. 

Важную роль в лирике поэт отводит теме любви к Родине. Мушни Таевич напоминает современникам: 

«Утративший отчизну – все утратил» –

Пословица, хранимая в веках. 

Нежную любовь к месту, в котором вырос, поэт тесно переплетает с теплыми чувствами к родным. В романе в стихах «Отчизна» содержится напоминание о благодарности близким людям, стремлении продолжать нить добра, откликаться на заботу добром и вниманием.

Современный человек живет в спешке, откладывает поездку к пожилым родственникам, не находит времени помочь им и даже просто сказать добрые слова. Так один из героев произведения «Отчизна» вспоминает о том, как близкие люди помогли ему в творческом становлении, а потом с горечью упрекает себя: 

Ну а я? Что сделал я в ответ?

Я в свой срок помог им? Вовсе нет!

Я был занят, все мне недосуг!

А они нуждались, милый друг!

Где уж им помочь! И вспомнить – страх! –

Не был я на их похоронах!

Бабка с дедом сколько ждали в гости!

Ждут и ныне – только на погосте. 

Как точно и злободневно сказано! Для пожилых людей, которые подчас остаются одинокими, приятно внимание детей и внуков. Они радуются их приезду, воспринимают встречу как грандиозное событие. Молодые, напротив, откладывают встречи до более удобного момента, редко навещают стариков. Внезапно жизнь пожилых людей прерывается. Как больно тогда вспоминать о сиюминутных заботах! Хотелось бы все изменить, а пути назад уже нет. Все, что можно сделать: молиться за умерших и содержать могилы в порядке. Лишь бы не оказалось, что вечно спешащему современному человеку и это некогда делать…

Стоит обратить внимание на еще один важный момент. Когда герой романа в стихах «Отчизна» укоряет себя, он не произносит слов: «Не хотел помогать». Он говорит: «Я был занят, все мне недосуг!» Вот она – проблема современности. Человек увлекается минутным, не умеет расставлять приоритеты, упускает самые важные возможности в жизни:

 

Слезы льются у меня из глаз

(Он отер слезу, ведя рассказ).

Только поздно! Поздно слезы лью.

Не вернуть гуляющих в раю.

Надо было – тут вопрос ребром! –

Вовремя добру воздать добром.

 

Мушни Таевич Ласуриа говорит о подлинных ценностях в жизни человека. Одной из самых важных является слово. О его силе поэт отзывается так: 

Отойдет от дела государь,

Ну а слово властвует, как встарь. 

Земная жизнь человека имеет границы. Слово же может жить веками и тысячелетиями. В мире мало что можно назвать более значимым даром, «его магнит ничем не заменим!» Искусное слово, говорящее о добре, евангельской любви, о Боге и через сотни лет способно воздействовать на сердца людей.

Произведения Мушни Таевича пробуждают в человеке светлые чувства благодарности и покаяния. Они напоминают читателям о сокровище нетленном (см. Мф. 6:20) – о сострадательной, доброй душе. По мысли автора, основой жизни должно стать духовное и нравственное становление, а не повседневная суета.

Владимир Юрьевич Малягин – драматург, прозаик, главный редактор издательства «Даниловский благовестник». В его книге «Удивительные истории Петра Петровича, рассказанные им самим и записанные Владимиром Малягиным» внимательный читатель найдет немало общего в судьбах героя и автора.

Писатель рассказывает нам о Петре Петровиче Свечкине и его семье, в которой растут трое детей. История людей, слушающих друг друга, умеющих принимать общие решения, жить дружно с соседями, радушно принимать гостей, устраивать детские спектакли, увлекает. В наше время, когда несколько детей в семье редкость, это еще и познавательное чтение.

Главный герой истории говорит с читателями о запланированных и незапланированных событиях, рассказывает истории из жизни семьи, уделяет внимание животным – любимцам семьи Свечкиных. Делится Петр Петрович с читателями и личными открытиями. Думаю, эти размышления у автора и героя общие.

Чем отличается жизнь в городской квартире и в частном доме в селе? Герой решил, что «жизнь на земле – …более естественная и органичная, чем городская». Именно там дети стали более самостоятельными. В селе Петр Петрович понял, что правильнее говорить не «я имею», а «дано в мое распоряжение». Живя на природе, он ощутил способность раскрыться во всей полноте.

Автор и герой книги являются людьми верующими. Заповеди для них – не просто слова. Однако, как замечает автор, в повседневной жизни человек даже не замечает, как совершает грех, и это печально. Случай из жизни Петра Петровича Свечкина показал, насколько внимательным нужно быть к самому себе.

В лесу лежали брошенные столбики. Сосед подтвердил, что они никому не нужны. Сгниют – жаль будет. Решили Петр Петрович с тем соседом столбики забрать, чтобы они не пропадали. Оказалось, с точки зрения закона попытка взять эти столбики – преступление. Этот случай принес семье Свечкиных много неприятностей. Когда после многих волнений все же удалось избежать плачевной развязки, Петр Петрович ощутил, что и в мелочах нужно быть честным: «Неправедно приобретенным богатством не разбогатеешь. Даже если это неправедное богатство – всего лишь четырнадцать двухметровых столбиков, брошенных работниками местного лесхоза за ненадобностью на месте вырубки».

Основные события в книге происходят в непростое для нашей страны время. Те годы уже стали для нас историей, пусть и недавней. Прочесть о них, значит, вспомнить об эпохе, которой сам был свидетелем, а для молодого поколения – это способ узнать об описанном времени не из учебника, а из художественного произведения через историю конкретного человека. Такая информация запечатлевается в памяти намного ярче и полнее.

Владимир Малягин свидетельствует своими книгами о ценности взаимопонимания, честности и искренности. Его герои правдивы, требовательны к себе. Этим ценятся прозаические и драматургические произведения названного автора.

Среди книг Андрея Юрьевича Убогого есть «Словарь исчезнувших вещей». Особое внимание читателей старшего поколения приковывает эссе о бумажных письмах. Совершенно справедливо Андрей Убогий отмечает, что человечество многое теряет, расставаясь с эпистолярной культурой. Думаю, всем, кто отправлял и получал бумажные письма, будут понятны его мысли. По словам автора, даже если отбросить излишне романтичные образы, связанные с этим занятием: потрескивание свечи и поскрипывание гусиного пера, – «вполне прозаическое и современное нам письмо требует совершенно особого состояния души и ума».

В письме, написанном на бумаге, всегда проявляется человек, его характер, состояние души. Короткие сообщения в мессенджерах, написанные со случайными или даже специально сделанными ошибками, не назовешь вдумчивым разговором. Все на бегу, между делом. Можно параллельно вести несколько бесед. Традиционное же письмо – разговор более глубокий.

Спустя десятилетия, человек с трепетом перечитывает письма дорогих ему людей. Они пробуждают в душе давние переживания, вновь напоминают о любимом человеке. Все в таком письме дышит им. Запечатлен и его почерк, сохранились, возможно, и рисунки на полях. Таких переживаний не испытаешь при чтении напечатанного текста.

К тому же письмо, запечатленное на материальном носителе, будь то бумага, береста или папирус, становилось свидетельством эпохи, практически историческим документом. Сохранятся ли через десятки лет нынешние краткие сообщения? Кто будет их читать?

Наши современники многое узнают о людях прошлого, в том числе прославенных писателей, из их переписки. Не хочется думать, что о нашем времени таких свидетельств может не остаться. «От человеческой жизни порой остаются только слова», – напоминает Андрей Убогий.

Мне кажутся интересными наблюдения автора о самом человеке, написавшем письмо: «Он станет лучше, добрее, умнее и глубже, чем был до минуты, когда взял в руки перо и склонился над чистым бумажным листом». Могут ли так преобразить нас короткие сообщения? Очевидно, что нет.

Прозу Андрея Убогого можно назвать остросоциальной. Автор говорит о традициях, явлениях недавнего прошлого и приходит к выводу, что подлинные ценности не могут исчезнуть бесследно. Писатель признается, что «Словарь исчезнувших вещей» не стал печально-прощальным. «С удивлением вижу и чувствую, что происходит вовсе не расставанье, а новая встреча», – говорит он.

Хочется верить, что наша культура вернется к истинным ценностям и высокая роль искусства не станет вызывать сомнений. Будем надеяться, что каждый автор постарается помнить об особой ответственности перед читателями как нынешней эпохи, так и будущих. Произведения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – свидетельство того, что нить истинной культуры не прерывается.

 

Источник

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru