Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Воровство бывает разным

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Воровство бывает разным 10.09.2021

Митрополит Климент: Воровство бывает разным

«...Не в количестве похищенного и украденного состоит преступление, но в намерении ворующего», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Думаю, это важный критерий, определяющий грех хищения. Поставить забор, присвоив себе немного соседской земли, разве это не воровство? Взять с работы бумагу для принтера, выданную для служебных целей, «не вернуть» канцтовары, сэкономить на продуктах, предназначенных для приготовления пищи другим людям — какими бы словами человек не называл эти поступки, каждый из них является присвоением чужого. В советское время странно звучали указания учреждениям общественного питания: «Завтра вы работаете на сэкономленных продуктах». Да, да, и они работали. В Советском Союзе для всех предприятий в рабочем календаре устанавливался день, когда оно должно работать на сэкономленном материале.

Каждый ли человек понимает, что личное и служебное имущество необходимо разграничивать? В первую очередь, это должно происходить в нашем сознании и в нашей совести. Фраза: «С работы принес», — может стать удобным сочетанием слов, которым прикрывается нарушение заповеди: «Не укради» (см. Рим. 13:9).

Случается, что человек приходит на работу, честно «отбывает» положенные часы, но не трудится. Чем же сотрудник занят? Всеми важными делами, которые не связаны с исполнением должностных обязанностей. Он может подбирать мебель для новой квартиры, выбирать маршрут своего путешествия в дни отпуска или просто, как говорят, «висеть» в интернете.

Конечно, у каждого может возникнуть ситуация, когда днем обязательно нужно решить проблему, не имеющую отношения к работе. Если такое происходит, а в целом сотрудник относится к обязанностям добросовестно, думаю, любой работодатель отнесется с пониманием к случившемуся. Однако бывает, что человек настолько привыкает решать личные проблемы в рабочее время, что вовсе забывает, зачем он ходит на работу, что должен делать.

Два сотрудника небольшой организации сидели в одном кабинете. У одного все рабочее время было четко распределено между тремя основными видами деятельности. Второй всегда приходил вовремя, находился в кабинете столько времени, сколько предполагает рабочий день, но почти не занимался тем, что входило в его обязанности. Он был занят: решал семейные вопросы, созванивался с родными, вел беседы, планировал покупки и посещение поликлиники, выяснял отношения с преподавателями вуза, в котором обучался. У него было еще одно место работы: проблемы, связанные с его вторым видом деятельности, он тоже активно решал по телефону в часы, оплачиваемые ему на основной работе. О своих основных обязанностях он вспоминал очень редко.

Постоянные телефонные разговоры отвлекали соседа по кабинету, мешали ему. Когда коллега, не выдержав, говорил: «Нужно выполнять хотя бы небольшую трудовую норму. Тебе же за это платят!», — второй сотрудник возражал: «Я на рабочем месте присутствую, никогда не прогуливаю. Разве этого мало?» Со временем ответственный работник смирился с поведением напарника и просил уделять работе хотя бы половину рабочего дня. Не получилось добиться даже этого: коллега слишком был поглощен решением личных проблем.

Итак, человек получал заработную плату за труд, который предписывался должностной инструкцией. На деле оказалось так, что работа, которую можно было выполнить за несколько недель, растягивалась на долгие месяцы. Разве в этом нет доли того, что можно назвать воровством? Ведь он получает зарплату за работу, которую должен выполнить и сдать, а выполняет он вдвое меньше и сдает вдвое меньше, а деньги получает за целую работу.

Когда человек, отчитываясь в проделанной работе, приписывает себе вклад в общее дело других людей — это тоже одна из форм греха. Двум сотрудникам руководство предприятия поручило большое и сложное задание. Работал над ним один специалист, а другой находил отговорки, чтобы не трудиться. Сотрудник, сделавший работу в одиночку, оказался человеком деликатным. В отчете он написал, что проект был осуществлен совместными усилиями. Коллега не только не поблагодарил его, он доложил о проделанной работе, приписав выполнение самых ответственных этапов себе. По его словам, другой сотрудник только выполнял некоторые поручения под его руководством. Что это, если не воровство? Таких людей преподобный Кирилл Новоезерский предупреждал: «Еще не бывало того, чтобы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое».

Сотрудник пришел к начальнику отдела с идеей провести круглый стол. Он подготовил круг вопросов, список возможных участников, расписал все его детали. С целью реализации своего проекта он обратился к своему непосредственному руководителю, чтобы тот предложил проект руководству организации. Начальнику предложение понравилось. Он взял папку с документами и пообещал обсудить идею в ближайшие дни.

Время шло. Ответа все не было. Через месяц стало известно, что запланированный круглый стол прошел в другой организации. Совпадали и обсуждаемые вопросы, и тема, и список приглашенных спикеров. Как оказалось, на другом предприятии начальник, которому доверили план проведения круглого стола, имел достаточно высокую должность. Идею, предложенную сотрудником, руководители его организации так и не увидели. Начальник использовал ее как лично разработанное и реализованное предложение, но уже в другом учреждении, где рассчитывал на карьерный рост.

Немало людей уверены, что они никогда не крадут. Если это действительно так, остается только порадоваться. Но если «не воруют» понимается ими только в узком смысле, значит, есть возможность проанализировать собственные поступки и поработать над собой. О влиянии этого греха на душу человека святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Наши молитвы должны быть чисты, но молитвы не могут быть чистыми тогда, когда они истекают из души нечистой. Ничто не делает души столь нечистою, как любостяжание и хищение».

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru