Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Грех, к которому привыкли

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Грех, к которому привыкли 13.07.2021

Митрополит Климент: Грех, к которому привыкли

Сегодня в глазах значительной части наших современников блуд воспринимают как «реалии современной жизни». На самом же деле, как его ни называй и какие объяснения, оправдания для него ни придумывай, он все равно остается одним из семи смертных грехов.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), такой грех убивает душу, «совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада». К сожалению, люди не хотят об этом задумываться. Желанию «повеселиться в молодости», «попробовать разное», «пожить без обязательств» сегодня поддаются многие.

Пугает, что и немало представителей старшего поколения говорят: «Вернуть устои прошлого невозможно, сегодня многие так живут». Похожую позицию навязывают и СМИ, и современные фильмы, и популярная музыка.

Христианин знает, что грех влияет на духовную жизнь конкретной личности и нравственное состояние общества в целом, разрушающе действует на сердца и умы людей. Захочет ли это слышать человек неверующий? Вопрос открытый.

Современность бросает вызовы верующим крепким семьям. Сегодня знаменитости, в том числе некоторые популярные блогеры, ровесники молодых людей, говорят о блудном грехе как о нормальном явлении. Встретиться, использовать друг друга, расстаться, найти нового партнера — люди, на мнение которых ссылается молодое поколение, не говорят о том, что это преступление против нормальной семейной жизни. Внебрачные союзы отражаются впоследствии на физическом и психическом здоровье мужчины и женщины, на наследственности их детей, на самой способности таких людей создать полноценную семью. Именно поэтому важнейшей задачей родителей, священников, врачей, педагогов становится выстраивание диалога с молодыми людьми. Необходимо учитывать современные реалии и предостерегать юных от блуда, объяснять, что грех разрушителен, приводить примеры, аргументы, отвечать на вопросы, находить слова, которыми можно достучаться до сердца девушек и юношей.

Сегодня любят говорить о так называемом «гражданском браке». На деле же это блудное сожительство, не имеющее с созданием семьи ничего общего. Святитель Василий Великий даже предупреждал: «Блуд — не брак, и даже не начало брака». Действие этого греха настолько велико, что святой даже советовал разлучаться с теми, с кем человек жил в блуде. Только если такие мужчина и женщина всемерно желают жить вместе, то, по слову святого, они могут понести наказание, и получить дозволение стать семьей.

Блуд разрушает жизнь человека — это не фигура речи, а повседневная реальность. Я не раз говорил о том, что человек, легко поддающийся этой страсти, растрачивает способность любить на мимолетные связи, и постепенно становится неспособным на глубокое чувство. Им руководит мимолетный порыв, желание получить наслаждение. После удовлетворения страсти привязанность улетучивается, и он начинает искать новых ощущений. Настоящее чувство всегда несет в себе и ответственность, а привычка жить без обязательств лишает этого чувства и приводит к разрушению брака, даже если он и был заключен.

Опыт греховной жизни вызывает в человеке подозрительность и ревность. Как может быть иначе? Доверие возникает там, где супруги становятся друг для друга единственными. Можно ли всецело верить мужу (жене), если у тебя самой (самого) до брака было не две и не три блудные связи?

При современном, слишком легком отношении к греху блуда, на рождение нескольких детей решаются немногие. Привыкшие к наслаждениям без взаимной ответственности молодые супруги расходятся еще до появления младенца или вскоре после его рождения. У нас каждый третий ребенок растет в неполной семье. Для многих, преодолевших первые трудности, когда уходит супруг (супруга), непосильным испытанием оказываются заботы о родившемся ребенке, увеличение обязанностей, сокращение свободного времени. А непростой период в жизни ребенка усложняется тем, что он не воспринимает оставившего семью родителя как его отца или мать. Безотцовщина печально сказывается на характере ребенка.

Опасность блуда и в другом. О ранних абортах, приведших к бесплодию, говорится довольно часто, поскольку это распространенная проблема. Знание, к сожалению, мало влияет на ее решение. По-прежнему приходят на аборт совсем еще девочки, их приводят в кабинет врача родные. Все надеются, что операция «пройдет хорошо», «без последствий». Чужой горький опыт говорит об ином – очень часто сделавшие аборт не могут иметь ребенка.

Еще одно последствие блудной жизни — тяжелые заболевания. Они могут приводить как к мужскому, так и к женскому бесплодию. Сначала болезнь протекает практически незаметно. Когда проявляются симптомы, говорить о ней со сверстниками стыдно, идти к врачу страшно, а за это время она в значительной степени разрушает организм. Причиной трагических случаев, когда заболевание приводило к ранней гибели человека, являются блудные отношения.

Нередко говорят, что молодость нужно прожить так, чтобы было, что вспомнить. Позвольте спросить: «О каких воспоминаниях идет речь?» О пьяном угаре; о череде партнеров, с которыми человек не помнит, что было; о людях, оставлявших в самую трудную минуту, потому что все «без обязательств»; о нажитых уже в молодости болезнях?

Не думаю, что именно это хотелось бы рассказывать супругу/супруге, детям и внукам. Такой страницы жизни человек стыдится, он этот грех будет носить в себе, и он не даст ему покоя всю жизнь. Только представьте, ситуацию: человек гуляет с семьей по городу, а навстречу ему идет «старая знакомая» или «герой гламурной юности». Убежден, что такому привету из прошлого никто не будет рад.

Лучше помнить, как создавалась семья — встретились с тем, кто стал неотъемлемой частью жизни — любимым или любимой. Приятнее вспоминать улыбки детей, их первые слова, и жить с дорогим человеком, имея чистую совесть. Так преподобный Ефрем Сирин говорил, что в блуде заключены печаль, уныние и густая тьма, а в чистоте обитают великий свет, и радость, и мир.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru