Издательский Совет Русской Православной Церкви: Константин Ковалев-Случевский: Литература и пытливый читатель

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Константин Ковалев-Случевский: Литература и пытливый читатель 22.06.2021

Константин Ковалев-Случевский: Литература и пытливый читатель

Своим взглядом на литературу делится писатель Константин Ковалев-Случевский, эксперт форума «Мiръ Слова».

Досье. Константин Ковалев-Случевский – писатель, историк, культуролог, преподаватель ИЖЛТ. Член Экспертного совета (секция «Культура») Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, академик РАЕН, член Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии и премии имени Ф. М. Достоевского конкурса «Новая библиотека».

– Константин Петрович, какие интересные тенденции Вы можете отметить в современной литературе?

– Начну с парадокса. Литература не имеет отношения ко времени. Она вне времени. Она прекрасно существует сама по себе, пока ее не находит пытливый читатель. В литературе все основные жизненные темы уже давно писателями оформлены в тексты произведений. Говорят, что Шекспир исчерпал главный смысловой багаж нашей цивилизации. Как Бах в «Хорошо темперированном клавире» вместе с Моцартом исчерпали все варианты европейской мелодики и мелодической культуры, построенной на полутонах пяти черных и семи белых фортепианных клавиш. Даже математически это просчитано, и нашим современникам композиторам уже остается только повторяться. Так и в литературе.
Однако тут следует уточнить. Ко времени все-таки имеет прямое отношение, например, литературный язык: он меняется от столетия к столетию, а также стиль, идея, герои литературных произведений.
Самое трудное положение сегодня у писателей-традиционалистов, у консерваторов. Читатель требует массовой культуры, облегчения чтения, простоты, он хочет читать не напрягаясь, отдыхая. Потому впереди всех по тиражам – любовные романы, простоватые детективы или бесконечные эссе тех, кто имеет громкое имя и рейтинг, вовсе даже и не связанные с литературой. Если твое имя на устах миллионов – пиши и публикуй все, что хочешь. Тебя купят! И надо иметь большое терпение вышеупомянутым мною писателям-традиционалистам, терпение, порой, длинною в жизнь, чтобы быть понятым или даже прочитанным. Литературный процесс в России нарушен. Критиков почти нет. Серьезно оценить и указать где скрывается настоящий талант или даже сокровище – некому. Дискуссии никого не интересуют. Поэтому мы живем в эпоху незнания авторов, а, следовательно, и незнания всего пласта существующей под спудом литературы.

– Что входит в круг Вашего чтения?

– Не удивляйтесь, давно читаю что попало... Подхожу к полке своей, мягко говоря, немаленькой библиотеки, беру, что увижу. Читаю, редко – когда полностью, потом ставлю на место... Открываю для себя многое. Недавно «Фауст» Гете доказал мне еще раз, что все уже давно написано. А Райнер Мария Рильке пояснил мне, что творческое одиночество – это счастье, а не мука. Много читаю специальной литературы, когда работаю над какой-либо своей новой книгой. Например, перечитал на семи языках труды современных исследователей, а также различные документы и труды историков III и IV веков, когда писал «Николая Чудотворца» или «Георгия Победоносца» в ЖЗЛ. Даже скажу так – очень-очень много читаю литературу вокруг темы. Это сильно раздвигает горизонты и расширяет кругозор.

– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости – затрагивать религиозные вопросы в творчестве?

– Да как угодно! Однако если будет написано не талантливо или не искренне – читатель это сразу же поймет. В таких вопросах обмануть нельзя. И самое сильное влияние на человека оказывают тексты, где тема религии скрыта в глубине людских переживаний, не используется плакатно и не является частью любой пропаганды.

– Как сегодня меняется культура чтения? Как ее поддерживать самим писателям?

– Культура чтения следует за культурой авторов, писателей и питается ею. Графомания порождает графоманов. Простота, которая хуже воровства, порождает необразованную простоту. И уже существует целая армия читателей, которым не интересны «философии» или «нравственные постулаты». Отрыв литературы от Неба порождает подобного же «заземленного» читателя. В итоге общество постепенно и заметными шагами возвращается к материализму. Увы...

– Расскажите, пожалуйста, о Ваших литературных новостях.

– Завершаю работу над большим романом. Пишу еще несколько книг по теме – из истории святости. Вышла моя новая книга в жанре вполне литературного нон-фикшн, результат почти тридцати пяти лет работы. Это история духовного пения в России за тысячелетие – через историю Московского Синодального хора. Нынче этот прославленный коллектив отмечает 300-летие, хотя на самом деле ему – 750 лет! Еще в 1986 году вышла моя первая книга рассказов о русских композиторах древности – и она была отмечена премией Союза писателей СССР за первую книгу молодого автора. Потом, в конце 1980-х, я читал лекции о русском церковном пении в Оксфордском университете. Все в итоге стало основой для новой книги. Предисловие написал митрополит Иларион. У него есть современные духовные произведения для хора. И главное: книга не монография или диссертация. Она для чтения, причем, для любого возраста. Это рассказ-подсказка – как вернуть и повернуть свое сознание в сторону великого наследия, которое мы привыкли обходить стороной, как слишком старое и скучное.

– Какие самые важные вехи в своей биографии Вы можете отметить? Расскажите о себе.

– Родиться мне довелось в наукограде – в Обнинске, в год и месяц открытия там атомной станции, в 500 метрах от реактора – секретного объекта. Потому – ростом выше всех своих родственников. Правда жили мы в Москве и зарегистрирован я как москвич, просто матушка, будучи «на сносях», на недельку заехала к родителям на 101-й километр, в этот удивительный научный город, где семью Случевских – ученых-ядерщиков и педагогов – знают и помнят очень хорошо.
Так сложилось, что меня в столице учили играть на скрипке, а я дрался во дворе с хулиганами. Меня заставили закончить физмат школу при МАИ, а я пошел в пединститут и стал историком. В 1976 году пришел к вере, после потрясения от «Братьев Карамазовых». Работая корреспондентом в «Литературной газете», в 1979 году крестился тайно и крестил всю свою семью, включая маленьких детей. Однако в «идеологическом органе» меня не поняли и «ушли» с работы. Пройдя, как и многие, через должность сторожа и дворника, оказался в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР, единственным по иронии судьбы ленинским стипендиатом. Затем была перестройка, научная работа в ИМЛИ, стажировки, обмен, довелось читать лекции в Оксфордском университете, Парижском институте гуманитарных наук, Школе славистов на Капри в Италии, стажировался также в США.
На телевидение в 1987 году меня привел Святослав Бэлза. И уже почти тридцать пять лет отдано экрану, вплоть до нынешней телепрограммы «Церковь и общество» на телеканале «Союз». Вел авторскую критическую рубрику в Литгазете о ТВ, а также очень острую и полемическую радиопередачу «Аргументы и мифы» в прямом эфире на «Русской службе новостей». Преподаю и являюсь профессором Института журналистики и литературного творчества.
Люблю жизнемыслие и людей, умеющих думать и творить. Презираю приспособленчество и притворство.

Беседовала Татьяна Медведева

***
Литературный форум «Мiръ Слова» – новый проект Издательского совета, направленный на развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и писательского сообщества.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru