Издательский Совет Русской Православной Церкви: Расцвет православной державы

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Расцвет православной державы 21.06.2021

Расцвет православной державы

Митрофанов А.Ю. Время Анны Комниной.СПб.: Изд-во СПбДА, 2021. 384 с.

Эпоха династии Комнинов на византийском престоле блистательна – и в политическом отношении, и в военном, и в культурном. Около столетия, с 80-х годов XI века до 80-х годов XII века, великая православная держава, Константинопольская империя, пребывала в состоянии расцвета. В отечественной литературе, посвященной этому государству, очень много говорится о «чертах упадка», «длительной агонии» и т.п. А вот эпохам высокого цветения – их в исторической судьбе Византии было несколько – почему-то посвящают свои труды лишь немногие историки.

Книга А.Ю. Митрофанова – счастливое исключение. Автор дает почувствовать, из какого кризиса вышла Империя при императоре Алексее I Комнине и сколь высоко поднялась тогда православная цивилизация. Тем самым он привлекает внимание образованной публики к истории державы, даровавшей когда-то крещение нашей Руси, а потом долго учившей ее высотам рафинированной культуры. Пафос положительного отношения к Византии – визитная карточка книги.

Как для отечественной общественной мысли, так и для отечественного образования подобная «прививка позитива» к стране-наставнице «Третьего Рима» несет немалую пользу.

Монография А.Ю. Митрофанова «Время Анны Комниной» представляет собой модернизированный вариант более ранней монографии того же автора «Император Алексей I Комнин и его стратегия». Сам автор этого факта не скрывает и честно пишет во вводной части: «Настоящая работа является продолжением и, в определенной степени, дополнением нашей предыдущей монографии «Император Алексей I Комнин и его стратегия». Она посвящена специально Анне Комниной, точнее, тому, как Анна изобразила культурно-исторический контекст своего времени. Как историк и политический деятель Анна занимает в настоящей работе центральное место. При этом в данную работу вошли некоторые главы из нашего предшествующего исследования, которые были дополнены и расширены как с точки зрения привлечения новых источников и историографии, так и с точки зрения выводов».

Объем заимствований велик. Со всей точностью определить его затруднительно, однако, если судить на глазок, то более 50%. И всё же новая монография А.Ю. Митрофанова представляет собой самостоятельное издание, обладающее самостоятельной научной ценностью.

Прежде всего, совершенно оправданно особое внимание автора, уделенное принцессе Анне. И дело тут не только в том, что ее историко-литературный трактат «Алексиада», посвященный началу Комниновского времени и, в частности, восхождению ее отца, Алексея I, к трону, является выдающимся явлением интеллектуальной культуры Средневековья. Важнее другое. Анна Комнина – плод православного по сути миросозерцания, и образованность ее также имеет православные корни. А уровень этой образованности, безусловно, превосходит всё то, что может предложить в этом смысле Западная Европа (она еще учится у византийцев, она еще с большой охотой зовет к себе ученых греков в преподаватели, да те пока откликаются на зов без охоты). И через «творческую кухню» талантливой принцессы-интеллектуалки видно ту высоту умственной культуры, которая в Византии продержится еще как минимум два века. А вот католический Запад достигнет сравнимого уровня нескоро...

А.Ю. Митрофанов стремится выявить магистральные тенденции, происходившие в обществе Константинопольской империи, увиденные Анной Комниной и переданные ею в грандиозной по объему «Алексиаде».

И тут на первый план выходит отношение ромеев к Западной Европе, а также ее представителям на Востоке. Имеется в виду отношение как самой Анны, дочери императора Алексея I (т.е. дамы исключительно осведомленной и в делах политики, и в настроениях, которые захватывали умы ромейской политической элиты), так и верхушки социума Империи в целом.

Анализ изменений, происходивших во второй половине XI – первой половине XII столетия в отношении ромеев к представителям Западной Европы, пожалуй, можно назвать центральной темой новой монографии А.Ю. Митрофанова. Здесь его выводы наиболее интересны, обоснованны и продуктивны.

Итак, автор монографии отмечает: с одной стороны, «…сознание собственного превосходства над “западными варварами” по-прежнему составляет важнейший элемент самоидентификации ромея в творчестве Анны». Что ж, неудивительно: в культурном плане Империя по-прежнему, несмотря на целый ряд серьезных военных неудач и сокращение территории, превосходит Западную Европу, притом превосходит заметно. С другой стороны, политический прагматизм Константинополя, а также расширение связей с представителями западноевропейской аристократии, рыцарства и, конечно же, постоянный наём их на службу в императорскую армию намечают вектор совершенно нового процесса: «Комниновская Византия преодолевает то чувство культурной исключительности, которое было характерно для придворной атмосферы периода правления Македонской династии».

Тезис дискуссионный, но, как минимум, небеспочвенный. И автор, испытывая легкий задор латинофильства, с одной стороны, время от времени бросается фразами в духе: «Алексей I чувствовал, что продолжение схизмы ведет Империю в тупик», – с другой стороны, честно показывает: в политическом плане Анна Комнина является противником проектов, направленных на сближение с папством. Что ж, ее можно понять: схизму затевал, добавлял ей огоньку, а потом высоко держал знамена схизмы не Константинополь, а Рим.

И пока Константинополь оставался в силе, пока он расцветал, пока срок гибельного падения его отодвигался и отодвигался, «ромеи» имели право на величайшую осторожность в отношениях с папством: ведь, в сущности, Рим являлся когда-то частью Империи, поднявшей против нее мятеж. А что доброго ждать от государственного образования, рожденного в мятеже?

Дмитрий Володихин








Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru