Издательский Совет Русской Православной Церкви: «От старцев до аффирмаций»: как решить главные проблемы современного человека

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«От старцев до аффирмаций»: как решить главные проблемы современного человека 07.06.2021

«От старцев до аффирмаций»: как решить главные проблемы современного человека

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, глава Калужской митрополии и ректор Калужской духовной семинарии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) является одним из самых известных, деятельных и неравнодушных православных архипастырей. Сегодня владыка делится с читателями сайта "Первого русского" своими размышлениями о трех чрезвычайно актуальных проблемах человечества в XXI веке.

Сегодня очень важно обратить внимание на три актуальные проблемы современного человека. Это тревожные тенденции в области культурных традиций, человеческих отношений и самосознания личности, которые появились по причине удаления от духовных и нравственных основ русской цивилизации. Эти вызовы нельзя замалчивать, полагая, что их решение придет само собой, в то время как от сегодняшнего ответа на них зависит многое в будущем. 

Первое: о чтении

На протяжении всей истории нашей страны со времен Крещения Руси и до образования Российской Федерации ее культура обращена к человеку, который через чтение осмысливает свое предназначение в мире. Без преувеличения можно сказать, что Человек Читающий является атрибутом отечественной культуры. Ведь в ее основание положен письменный перевод Библии на славянский язык. С тех пор развитие нашей культуры было направлено к тому, чтобы каждый мог прочесть книгу, получить знания, напитать душу кислородом вечности, быть истинно просвещенным человеком. Это был долгий и нелегкий путь. Не все получалось так быстро, так результативно, как хотелось бы. Но если проследить вектор движения, мы увидим, что это был путь к книге и путь с книгой.

Взять, например, XIX век. С середины этого столетия, особенно после отмены крепостного права по всей России открывались школы грамоты для простого народа. Их создавала Церковь и государственные учреждения, городские общества и сельские общины, а также частные лица из всех сословий от крестьян до дворян. С какой целью? От лица русской культуры на этот вопрос ответил один из ярких ее представителей, публицист и писатель более плодовитый, чем Лев Толстой — святитель Феофан Затворник. Он писал, что обучение грамоте необходимо, в первую очередь, «потому что чрез чтение легче уразуметь, как душу свою спасать». Также он подчеркивал значимость домашнего чтения для укрепления семьи и для воспитания детей.

И вот сейчас, когда всем доступно образование, намного шире и выше элементарной грамотности, когда издается много самых разных по содержанию книг, на любой вкус, запрос и кошелек, когда работает немало общественных библиотек, что происходит с человеком? Он мог бы читать, чтобы учиться мыслить, получать ответы на свои вопросы, эстетическое наслаждение, наконец. Но вместо этого мы видим, что Человек Читающий стал не таким уж и распространенным явлением в нашей культуре, как еще пару-тройку десятилетий назад.

Не так много люди читают, как могли бы. Кто-то совсем не читает, кто-то мало и редко. И понятие «Человек Читающий» уже появляется в «Словаре исчезнувших вещей» лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Андрея Юрьевича Убогого. Вот так: Человека Читающего занесли в «Словарь исчезнувших вещей»! И рассуждения автора об этом не кажутся надуманными, они очень реалистичны, нельзя этого не признать.

Я все же с оптимизмом смотрю на Человека Читающего. Мне известны люди, которые читают много и вдумчиво, с ними интересно беседовать. Так что окончательно исчезнувшим Человека Читающего назвать нельзя. Верю, что кризис чтения закончится, что Человек Читающий снова станет естественной фигурой в современном обществе, а постоянное чтение — само собой разумеющейся характеристикой человека с активной жизненной позицией.

То, что сейчас люди, особенно много таких среди молодого поколения, пренебрегают чтением, сокращается число читателей, снижается читательская активность — все эти грустные факты можно назвать одним из вызовов современности тому, что составляет глубинную суть нашей культуры. Вероятно, причина кроется в том, что люди получают избыток информации из других источников, особенно в мировой сети, и там она подается в концентрированном виде и в более привлекательной форме. Я сейчас не буду оценивать ее качество, но человечество, надеюсь, со временем поймет, что получение информации путем чтения книг — это более щадящее здоровье и душевные силы человека занятие.

Второе: о родственных связях

Речь еще об одной проблеме начну со строк стихотворения другого лауреата Патриаршей литературной премии — поэта Владимира Андреевича Кострова:

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ —

Иван, не помнящий родства.

То, что воспринимается нашей культурой и нашим самосознанием уродливым состоянием души, сегодня очень уверенно вошло в реальность и стало распространенным явлением. Сколько сегодня в нашей стране людей, которые не только не помнят своего родства, но и не желают его знать в самом широком смысле. Их не интересует история своего рода, и они не хотят знаться со своей родней. Иными словами, проблема заключается в утрате человеком исторической памяти о своей родне и разрыв связей между ныне здравствующими родственниками. Причем это происходит не в результате катастроф или войн, когда родные теряют друг друга по независящим от них причинам и не могут найти, несмотря на все их усилия. Мы имеем дело с множеством безродных или живущих как безродные людей, когда существует столько средств коммуникации, когда не приходится спешно покидать свой дом и бежать в неизвестность, как это было, например, в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас люди легко идут на разрыв связей даже с самыми близкими из-за семейных ссор, обид, недовольства друг другом. Вместо того чтобы примириться, проявить любовь и великодушие, простить родного человека, признать свою неправоту, люди прекращают общение и живут так, как будто нет у них родных. Многие уверены, что так им легче жить или «пробиться в люди». Но это опасный самообман, в корне которого лежит эгоизм и гордость.

Безродность — это и незнание своих предков, нежелание что-либо узнать о них, помолиться об их упокоении, найти могилы и привести их в порядок. Это нежелание знать, кем были деды и прадеды, и хранить память о них. Это отсутствие живого интереса к своей малой родине. В результате человек утрачивает способность передать эти знания своим детям и через это укрепить свою связь с ними, а также их связь со своим родом. Неудивительно, что молодежь стесняется своей родни, стремиться как можно дальше уехать из своего родного города или села. Так увеличивается число глубоко несчастных, неудовлетворенных своей жизнью людей, о которых пишет Владимир Костров:

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

Добавлю, что, если в народе будут преобладать именно такие личности, то и участь самой страны вызывает обоснованную тревогу.

Многие полагают, что причиной разобщения стал тот же интернет, но я могу привести такой пример. Мне недавно рассказали, как одна молодая мама создала беседу для всей своей большой семьи в мессенджере ватсап, чтобы делиться фотографиями своего малыша сразу со всеми родными. Семья эта не только большая, но и дружная, с крепкими традициями взаимопомощи, где нет чужих детей и стариков. В результате эта беседа стала чем-то вроде семейного совета. Люди общаются, совместно решают проблемы, договариваются на общие труды и отдых. Интернет им не помешал, а помог укрепить связь друг с другом.

В нашей культуре человек всегда жил внутри коллектива: семьи, рода, общины, среди односельчан, земляков, людей, с которыми связывает профессия, дружба и т.д. И для человека всегда было естественно ставить на первое место не свои интересы, а общее благо. Именно в большой семье, среди родных человек с детства может научиться поступаться своим «хочу» ради объективного «надо». Именно это желание жить рядом с другими людьми, взаимодействовать с ними, умение уступать, не ставить свои желания на первое место сейчас надо всеми силами укреплять в общественной и семейной жизни. Ведь оно — один из столпов нашей нравственности.

Третье: о самооценке

Еще одна актуальная проблема возникла вследствие бездумного копирования чужого, пришедшего из-за рубежа и несвойственного нашей культуре взамен своего, родного, естественного для нас, проверенного временем. Например, еще недавно наше просвещение базировалось на уважении к фундаментальной науке, доверии к серьезным исследованиям, многолетним наблюдениям, на основе которых делаются выводы. Но с приходом новых информационных технологий требование достоверности к знаниям утратило обязательность. Люди с очень поверхностным профильным образованием, а порой и полные дилетанты стали давать советы по вопросам, требующим глубокой подготовки. Статьи на разных ресурсах, в печатных журналах и в интернете, не имеющие сколько-нибудь серьезной экспертной оценки и рецензентов из профессиональной среды — все это реалии наших дней. Если о чем бы то ни было написано доступным языком, то будь это даже явная профанация, все равно многие это читают, принимают за истину, верят, руководствуются этим. И хорошо, если такие псевдознания и рекомендации не приносят вред душе или здоровью доверчивых читателей.

Для нашей культуры много веков достоинством человека была скромность. Книжники Древней Руси принижали, а не выпячивали в своих текстах собственную роль. С точки зрения вечности, выгоднее занять более скромное место, а не рваться, расталкивая других, к самому престижному. Евангельская любовь требует говорить хорошо о других, а не о себе, ценить окружающих людей, видеть их положительные качества. Для христианина естественно быть требовательным и критичным к себе, видеть свои недостатки (свои грехи), осознавать, что есть над чем работать. Но вот популярные статьи, ссылаясь на отдельные зарубежные исследования, стали пропагандировать важность для каждого человека высокой самооценки.

Подчеркну, что сейчас я ни в коей мере не нападаю на зарубежные серьезные исследования и не принижаю их значимости. Речь не о ссылках на них, а о модном сейчас постулате, что наши предыдущие взгляды на человека, наша система воспитания — все это неверно, ошибочно, что на самом деле человеку очень нужна высокая самооценка. Будто бы она положительно влияет на эмоциональное благополучие, на восприятие себя в целом, на успешность. Один из главных аргументов: люди с низкой самооценкой, особенно подростки, чаще совершают преступления. Люди во все это поверили и вместо естественной для нашей культуры скромности и самокритичности стали культивировать высокую самооценку как необходимое качество в себе и в детях. Мы забыли призыв преподобного Ефрема Сирина, которым руководствовались наши предки, и который лег в основу стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники»: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения…».

Но многие ли знают, что серьезные, многолетние исследования (как отечественные, так и зарубежные) говорят о том, что завышенная, раздутая, далекая от реальности самооценка приводит к тому, что человек начинает считать себя исключительным, несравнимо выше и значительнее окружающих, и в поведении его становится все меньше адекватности? И многие ли знают, что такая самооценка приводит к совершению жестоких и страшных злодеяний? Вспомните, к чему привела завышенная самооценка Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» при разрешении его дилеммы: «Тварь я дрожащая или право имею?» Ведь человек с завышенной самооценкой не воспринимает других ровней себе и считает себя вправе творить с ними то, на что у него фантазии хватает. Вот так бездумное копирование где-то как-то услышанного чужого может привести к нерадостным и даже опасным итогам.

С другой стороны, христианину, в сущности, уже некуда повышать свою самооценку — ему открыто богообщение и богосыновство. Его человеческое достоинство реально высоко, и оно приобретается подвигом крестоношения, жизнью во Христе. Ему не нужна поддержка мыльных пузырей — аффирмаций.

Конечно, подобных вызовов перед нами сегодня намного больше. И все они ждут ответа. Об этом надо открыто и доброжелательно говорить с нашими современниками, предлагая обществу, семье и каждой личности позитивные решения с позиции отечественной культуры и православного мировоззрения. В таком случае, думаю, эти вызовы не смогут нанести нашему обществу и нашей стране невосполнимого урона.

 

Источник

 

Материал подготовлен в рамках работы Оптинского форума.

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru