Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Господи, вспомни обо мне!

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Господи, вспомни обо мне! 29.04.2021

Митрополит Климент: Господи, вспомни обо мне!

Говорят, в раю нераспятых нет. Но не каждый распятый — ныне в раю. Крестные муки разбойника, бывшего по левую сторону от Христа, не спасли его. Так и страдания, которые человек несет по жизни не ради Христа, нельзя назвать спасительными. Разбойник же, распятый по правую сторону от Господа, сумел преобразовать заслуженное наказание в путь, приведший его в рай.

Во время Страстной Седмицы внимание верующих устремлено к Кресту Христову — главному символу страданий Господа и Его искупительной Жертвы. Перед Крестом верующие молятся, вспоминают скорбные события земной жизни Иисуса Христа.

В песнопениях Страстной Седмицы, которые можно будет услышать на этой неделе в храме, говорится, что Господь спасает мир от прелести. О чем идет речь?

Дьявол ложью прельстил и прельщает человека. Ведь, если проанализировать, почти никто не грешит ради самого греха, как это делает сатана. Он совершает зло для того, чтобы принципиально противопоставить себя Богу. Людьми же чаще всего руководствует не желание действовать наперекор воле Божией, а желание чего-либо приятного для себя. По мысли преподобного Максима Исповедника, чтобы управлять человеком, дьявол пользуется двумя его слабостями: одна из них — страсть к наслаждению, а другая — боязнь страданий. Говоря иначе, сатана или запугивает человека, или обещает ему несбыточное. Поэтому получается, что в любом грехе присутствует дьявольский обман. Иисус Христос Своими страданиями пресекает это вражье действие, эту ложь.

Господь пришел, чтобы уничтожить обман врага рода человеческого. Иисус Христос победил дьявола Своим Крестом. Максим Исповедник пишет, что Спаситель освободил человеческую природу от страсти к наслаждению, отвергнув наслаждение во время поста в пустыне, а от боязни страданий — на Кресте. Тем самым, будучи распят, Господь совершил дело нашего спасения.

Избегать смерти, бояться страданий для человека естественно. Но Богочеловек Христос поставил на первое место исполнение воли Божией. Он добровольно взошел на Крест, преодолевая страх: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Тем самым, человеческая воля Христа, как учат отцы VI Вселенского собора, полностью последовала Его Божественной воле.

Если корнем греха является желание наслаждения или избавления от страданий, то любая добродетель основывается на стремлении человека исполнить волю Божию. «Да будет воля Твоя» (Лк.11:2), — молимся мы Богу Отцу, следуя примеру Иисуса Христа. Это не фигура речи, но жизненная позиция.

В конкретных тяжелых обстоятельствах сложно реализовать эти слова. В такие моменты Крест Господень напоминает нам о том, что мы должны претерпеть все до конца ради любви к Богу (см. Мф. 24:13).

Важно понимать, что не сами страдания спасают, а спасает исполнение воли Божией. Вспомним двух разбойников из Евангелия. Тот, который висел слева и хулил Христа, хотел получить от Него освобождение от страданий: «Спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Господь был ему не нужен. Благоразумный же разбойник выбрал Христа не ради избавления от мучения. Он готов был терпеть заслуженное наказание. Все, о чем он просил Господа — помянуть его в Царствии Божием, ведь разбойник осознавал, что недостоин пребывать там (см. Лк. 23:42).

Через скорби земной жизни проходят все (Быт. 3:16—19). Одни растрачивают силы на гнев, уныние, месть, а другие, претерпевая скорби ради Христа, восходят на Небо. Желающий всем спасения Иисус Христос обращается к каждому человеку со словами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Еще Господь говорит: «Кто не берет крест свой и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). О ком идет речь? По всей видимости, о людях, похожих на разбойника, распятого по левую сторону от Спасителя. Они готовы идти за Христом, потому что Он совершает чудеса, исцеления, дарует многие блага! Но при этом такие люди совершенно не готовы нести свой крест.

«Свой крест» — те обстоятельства, которые Господь допускает для нашего спасения. Иисус Христос призывает человека исполнить волю Божию именно в той ситуации, в которой он находится в настоящий момент. Как правило, это сопряжено с преодолением себя: терпением скорбей, отказом от чего-либо, борьбе с собственным самолюбием и др.

Чтобы отличить страдание ради Христа от просто страдания, необходимо руководствоваться чтением Священного Писания, творений святых отцов. Так подвижники со смирением претерпевали различные бедствия: несправедливое отношение окружающих, голод, ложные обвинения и многое другое, — ради Христа. Святые осознавали: если бы не случалось в их жизни трудностей, в них бы развились страсти, например, уныние, чревоугодие, осуждение, лень, зависть. Чтобы противостоять греховным привычкам, они изнуряли тело. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Томлю томящего меня».

Угодники Божии старались переносить любые жизненные трудности, прославляя Бога. Все шаги духовного совершенствования давались им огромными усилиями воли, ведь святые — это живые люди, такие же, как мы, носящие плоть. И все же, несмотря ни на что, праведники встречали любое страдание с благодарностью, воспринимали его как возможность умертвить свои страсти и приблизиться к Христу.

Если мы будем осознанно терпеть тяжелые обстоятельства жизни ради Господа, стремиться очистить свою душу от греховных привычек, такое страдание может быть спасительным. Главное, что никто не сумеет навести порядок в жизни человека кроме него самого. Подсказать смогут, но главные действия каждый совершает самостоятельно.

Задача христианина — преобразовать свой крест в крест Христов. Ведь христианский подвиг заключен не в самом действии, а в том, какой смысл человек в это вкладывает. История двух разбойников, находящихся рядом со Спасителем, является этому самым ярким образцом. Претерпевали наказание оба, но один и перед смертью не обратился к Богу, а второй, устремившись к Господу, сделал свой крест спасительным: «Господи, я готов терпеть все посланное Тобою. Вспомни обо мне во Царствии Твоем!»

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru