Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Средство для победы над грехом

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Средство для победы над грехом 19.03.2021

Митрополит Климент: Средство для победы над грехом

Сейчас идет Великий пост, и православные христиане готовятся к исповеди и причащению Святых Христовых Таин. Приступая к Исповеди, человек должен покаяться в своих грехах.

Но что такое грех? Грех – это нарушение Божественного закона. Неоднократно совершенный грех переходит в греховный навык, а затем в страсть. Страсть — скверное движение души. У страстного человека грех есть реализация страсти в мыслях, словах и на деле. Его можно сравнить с симптомом тяжелого духовного заболевания, искажающего истинную природу человека. Однако даже самые тяжелые духовные недуги врачуются при желании христианина, постоянстве его намерений и вере в милость Божию.

Страсть искажает естественные потребности человека в отдыхе, питании, общении и др., побуждая человека без конца искать порочного удовольствия.

Грех является следствием неумеренности и выбора человека в пользу нечистого услаждения. Святой Максим Исповедник говорит: «не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, но блуд, не деньги, но сребролюбие»: то есть, в природе нет зла, кроме злоупотребления, которое возникает, когда ум не контролирует желания.

Прегрешения, в зависимости от вида и степени ответственности за них, подразделяются на грехи ума, чувств и воли. Самыми тяжелыми являются грехи ума. К ним относятся отречение от Христа, идолопоклонство, богохульство, ересь. Кто осознанно совершил такой вид греха, того святитель Григорий Нисский призывает каяться в этом поступке в течение всей жизни. К грехам чувств, которые еще называют вожделениями, святые отцы относят сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. Грехами воли являются зависть, злоречие, вражда, ненависть, и прочие прегрешения, включая убийство.

Есть группы неочевидных грехов, о которых человек не задумывается, а они тоже губительны для души. Думаю, многие люди, читающие утренние и вечерние молитвы, встречали прошения об оставлении ведомых и неведомых прегрешений. Что это такое? Ведомые грехи, значит, те, которые человек совершает, осознавая, что преступает Божию заповедь. Грехи неведения — совершенные христианином по незнанию, что его поступки, слова или мысли греховны. Корень этого — беспечность и нерадение в изучении закона Господня. Грехи неведения также удаляют от Бога, т.к. в них скрыто человеческая воля. Разве нельзя сегодня взять Евангелие и прочитать? Можно. Но мы не хотим знать воли Божией (хотим жить по своей воле), а поэтому не читаем Евангелия и не знаем заповедей.

Для православных мирян, а тем более духовных лиц, незнание заповедей не является оправданием прегрешений, напротив, оно их усугубляет. Человек молится, кается в неведомых грехах, но что он предпринимает, чтобы исправить ситуацию?

В наши дни книги Священного Писания, святоотеческие труды, «Закон Божий» или другая православная литература общедоступна. Есть возможности читать Евангелие, хотя бы по небольшому отрывку, изучать основы православной веры, обращаться с вопросами к духовнику или приходскому священнику. Особенно к этому располагает время поста. Так, шаг за шагом, можно бороться с нерадением и, следовательно, грехами, которые являются его следствием.

У ряда аскетов встречается понятие «грехи чужие», в которых человек должен каяться. Что это за грехи? В писаниях у них находим ответ. Если человек подтолкнул ближнего к нарушению заповеди, то отвечать за это, несомненно, придется и ему. Например, мужчина завел разговор с приятелем о том, какие вокруг него плохие люди: начальники, соседи, родственники — и пробудил в знакомом гнев и осуждение. Особая вина за эти грехи падает и на согрешившего, и на человека, начавшего ненужную беседу. Если родители не заботятся о воспитании детей в вере и благочестии, они за это дадут ответ перед Богом. Если родственники маленького ребенка «разговаривают» матом и этим обучают его сквернословию, немалая ответственность за этот грех падает на них.

Большинство грехов человек совершает по своей воле (вольные грехи). Однако бывают обстоятельства, когда он согрешает невольно. Например, человек служит в армии и не может соблюдать пост, вычитывать полное молитвенное правило. Такие грехи не вменяются, но о них следует сказать на исповеди духовнику.

Человеку кажется, что после совершения греха нет никаких последствий. Однако, по словам святителя Феофана Затворника, прегрешение оставляет глубокие следы в человеке и на всем, что его окружает. Главное, в момент совершения греха человек вносится на Небе в список осужденных. «Божественная благодать не низойдет в него, …пока там не получит он разрешения», — говорит святитель Феофан. Он обращает внимание верующих на то, что Богу было угодно в таинстве Покаяния связать освобождение от грехов на Небе и разрешение грехов на земле. Чтобы вновь открыть в себе вход благодати Святого Духа, человек призван исповедоваться, и тогда он получит «от Бога объявление о прощении».

Первый шаг к очищению от греха — признание своего недуга, покаяние в нем, обращение к Врачу душ и телес Господу Иисусу Христу за помощью (ср. Мф. 9:12—13; молитва, читаемая во время Соборования). После этого необходимо скорее начать лечение, пока болезнь не развилась.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что борьба с греховными пристрастиями, как и лечение тяжелых заболеваний — процесс, требующий терпения. Святой приводит в пример человека, которому делают хирургическую операцию. Он испытывает боль, когда заживают раны, но, несмотря ни на что, все переносит, желая выздороветь. Такая же решимость исправиться, и такая же воля должны быть у христианина, ведущего борьбу с грехом.

А что делать, если страсть уже укоренилась в человеке или грех относится к разряду смертных — особо лишающих сердечной чистоты, благодати и приводящих к смерти духовной? К ним святые отцы относят страсть к чрезмерному, вкусному питанию и питью; ненасытное увеличение материальных благ, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Что же делать тогда?

На вопрос ответил святитель Димитрий Ростовский. Он сказал, что такому человеку, подобно слепцу из Евангелия (см. Мк. 10:46—52), следует сесть «на пути православной…веры» и от всего сердца неотступно просить у Спасителя: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Если в этом деле будут мешать плотские похоти, то нужно еще сильнее и усерднее вызывать: «Сын Давидов! Помилуй меня». Увидев это, Милосердный Господь остановится, повелит привести человека к Себе через истинное покаяние. Иисус Христос откроет очи слепца «одним словом разрешения, даваемого отцом духовным».

Главное лекарство от страстей и средство пресечения губительного действия греха — это покаяние. Великий пост является благоприятным временем, чтобы проанализировать собственную жизнь, принести Богу покаяние и с помощью благодати Божией совершать духовный подвиг.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru