Издательский Совет Русской Православной Церкви: Марина Саввиных: Читаю в основном рукописи

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Марина Саввиных: Читаю в основном рукописи 17.03.2021

Марина Саввиных: Читаю в основном рукописи

Своим взглядом на современную русскую литературу делится писатель Марина Саввиных, эксперт форума «Мiръ Слова», член жюри конкурса «Новая библиотека».

– Марина Олеговна, какие интересные тенденции, имена, события Вы можете отметить в современной литературе?

– Еще несколько лет назад я, горько усмехаясь, так определила для себя «современный литературный процесс»: несколько «тихих классиков» продолжают в глубоком подполье создавать настоящее, остальные же в основном галдят… К сожалению, сегодня дела обстоят ненамного лучше, и о переломе тенденции говорить рано, но все-таки некоторое смещение акцентов, по-моему, происходит. Понемногу уходят в тень прежде определявшие «моду» литературные площадки, все более заметными становятся писатели и произведения, сохраняющие связь с высокими традициями русской классики и развивающие их в условиях стремительно меняющегося современного мира. Слава Богу, сегодня оказались востребованы и горькие уроки критического реализма ХIХ века, и страстный гуманизм века ХХ-го, и романтизм научных открытий и космических путешествий, и тонкий лиризм переходящих из века в век психологических проблем человека и человечества. Все это мучительно восстанавливается, пробиваясь из-под завалов, которые оставили в нашей культуре «разрушители речи», апологеты человеконенавистнических идей и деструктивного искусства. Восстанавливается пока с огромным трудом, но признаки выздоровления есть. Это точно.

Все заметнее и интереснее работают региональные литературные «толстяки» – «Подъем», «Дон», «Сибирские огни», «Волга. ХХI век» и многие другие. Сюда отнесла бы и столичную «Москву», и наш, красноярский, «День и ночь». Это как раз та среда, которая создает тенденцию и – спокойно, без эксцессов и нападок на инакомыслящих – поддерживает ее и развивает.

Начинает всерьез расширяться и укрепляться новая система литературного образования. В этом направлении активно работает Совет молодых литераторов при Союзе писателей России (председатель Андрей Тимофеев). Под руководством поэта, культуролога, педагога Нины Ягодинцевой уже не первый год работают Высшие литературные курсы при Челябинском институте культуры. И так далее, и так далее… Все это заметно меняет ситуацию и, скажем так, освежает атмосферу.

– Что входит в круг Вашего чтения?

– Читаю в основном рукописи, которые приходят в адрес нашего литературного журнала «День и ночь». Это занимает уйму времени. Но когда выдается свободная минутка, и можно читать «для души», выбираю то, что помогает хотя бы ненадолго выскользнуть из повседневности. За эту зиму заново перечитала Ивана Ефремова. Начала с «Часа Быка», не ожидая, что переживу такое потрясение… ведь когда-то, в юности, эта книга мелькнула в моем сознании как не самая увлекательная фантастика, а теперь… в общем, начала с «Часа Быка» и прочитала все – от «Туманности Андромеды» до «Лезвия бритвы» и «Таис Афинской». Потрясающее чтение! Не верится, что эти книги создал человек, ушедший из жизни в начале семидесятых… настолько точны его прозрения о нас и нашем времени! Из современников, книги которых всегда при мне, назову прозаиков Александра Мелихова, Ирлана Хугаева, поэтов Асламбека Тугузова (тоже мое открытие этой зимы), Алену Бабанскую, Ирину Каренину, Елену Костандис, Александра Орлова… Начала перечислять и снова чувствую, что не скоро остановлюсь, так что ограничусь сакраментальным «и других» …

– Кого из писателей Вы предложили бы выдвинуть на соискание Патриаршей литературной премии?

– Если говорить о Патриаршей премии, думаю, ее давно достоин Владислав Артемов, ярчайший поэт, главный редактор журнала «Москва». Назову также Александра Щербакова, старейшего красноярского поэта, прозаика, публициста, пронесшего свою глубокую веру через годы всеобщего безверия и нигилизма, написавшего произведения, которые могут быть украшением самой взыскательной антологии. В Иркутске живет Анатолий Байбородин, книги и страстную, искреннюю публицистику которого давно знаю и люблю.

– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости – затрагивать религиозные вопросы в творчестве?

– Через призму личного опыта, конечно. Без елея и сюсюканья. Слово о Боге, о Родине, о любви к самым близким должно быть лично выстраданным. Иначе писателю не поверят. Ведь, как говаривал в свое время Владимир Маяковский, «слова у нас – до важного самого – в привычку входят, ветшают, как платье». А Лев Николаевич Толстой называл патриотизм – чувством, стыдливым в русском человеке. Так что и слово о Боге светского человека должно быть – как минимум – «стыдливым». Писатель создает мир, в котором истина испытывается и побеждает в опыте конкретных земных людей и сообществ.

– Какие новые книги у Вас недавно выходили?

– В 2019 году вышла книга литературоведческой публицистики «Мосты над облаками», получившая высшую награду Всеславянского форума «Золотой витязь», а в 2020-м – большое собрание лирики «КЪНIГА».

– Как сегодня меняется культура чтения? Как ее поддерживать самим писателям?

– Люди все реже читают книги и журналы «в бумаге», все чаще – онлайн или на электронных носителях. Поэтому требования к эстетике книжной полиграфии часто превышают собственно читательские критерии. С другой стороны, то обстоятельство, что любой текст, благодаря интернету, получает широкую аудиторию почти мгновенно, делает судьбу хорошей книги нелинейной, причудливой. Поддерживать интерес к своему творчеству сегодня и легко, и невероятно трудно. Здесь все большую роль начинают играть писательско-читательские сообщества, возникающие, во-первых, вокруг литературных журналов, а во-вторых, совершенно стихийно – в виде клубов, литобъединений и т.п. организаций. У нас в Красноярске есть, например, литературный театр (руководитель Вадим Наговицын), весь смысл которого – пропаганда современной русской литературы в ее лучших, по мнению театральной труппы, образцах. Это, на мой взгляд, – один из путей.

– Расскажите, пожалуйста, о Ваших проектах и литературных новостях.

– Сейчас я работаю в Редакционно-издательском центре «День и ночь» – являюсь Председателем издательского совета центра и редактором-консультантом журнала «День и ночь». Наш центр, помимо издания журнала, редактирует, осуществляет предпечатную подготовку и продвижение книг современных российских писателей. Мы помогаем начинающим авторам и тем, кто заслуживает бОльшего читательского внимания, но по разным причинам не имеет возможности его получить. Ради этого действует благотворительная программа «Попутный ветер». В рамках программы мы издали уже несколько книжек стихов и прозы. Участники программы, как говорится, «от Лиссабона до Владивостока». Книжки скромные, тиражи у них – сигнальные. Но это бывает достаточно для того, чтобы автор мог, допустим, не только раздарить какое-то количество экземпляров друзьям, но и отправить книжку на конкурс. Самое главное, что для авторов это совершенно бесплатно. Надеемся в ближайшем будущем возобновить работу наших образовательных площадок – от детских (при школах, при библиотеках) до клубных и семинарских для начинающих авторов любого возраста.

Беседовала Татьяна Медведева

Досье. Марина Саввиных – автор одиннадцати книг стихов, прозы, публицистики, авторизованных переводов с нескольких европейских языков и языков народов Кавказа. В 1994 году стала первым лауреатом Фонда им. В.П. Астафьева. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Награждена орденом Достоевского первой степени. Обладатель высшей награды Всеславянского форума «Золотой витязь» в номинации «Литературоведение» (2020 г.).

***

Литературный форум «Мiръ Слова» – новый проект Издательского совета, направленный на развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и писательского сообщества.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru