Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О Еве мысленной

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О Еве мысленной 15.03.2021

Митрополит Климент: О Еве мысленной

На первой неделе Великого поста православные верующие слушают в храме покаянный канон Андрея Критского. В нем есть такие строки: «Вместо Евы первой ожила во мне Ева мысленная — плотской страстный помысел, видом приятный, но по вкушении горечью отравляющий». Что означают эти слова?

По мысли преподобного Ефрема Сирина, Ева поверила змею и захотела раньше Адама вкусить запретный плод, чтобы стать «по божеству старше того, перед кем моложе была по человечеству».

Точно так же, как Ева в раю захотела нарушить иерархию, установленную Богом: стать главой Адама, — и наша плоть хочет подчинить себе дух и душу. В гармоничном же человеке дух — разумное начало, которое святые отцы часто называли умом — должен стоять на первом месте, внимать Богу. Когда же человеком руководит плоть, тогда иерархия в человеке нарушается.

Ум призван устремлять всего человека к Богу. Вместо этого он подражает поступку праматери Евы: покоряется желаниям плоти. Преподобный Андрей Критский говорит, что Ева соблазнилась в раю. Подобно ей смущается и мысль человека перед тем, как он решается на греховный поступок. Сначала прегрешение совершается мысленно, а уже потом, если вовремя не пресечь порочные раздумия, — на деле.

На этапе первоначальной борьбы, которая происходит в уме человека, еще есть все возможности избежать греха.

В богословии существуют понятия неукоризненной страсти и укоризненной. К первым относятся голод, боль, терпение страданий. Неукоризненная страсть не является грехом. Однако когда она переходит допустимые границы, то становится греховной, требующей исцеления — укоризненной.

Если человек голоден — это неукоризненная страсть. Он, например, хочет объесться, но перебарывает себя и вовремя останавливается. Мысленная брань была, а на деле человек не согрешил. Однако если он, пользуясь чувством голода, все-таки съедает полхолодильника, это уже будет греховный поступок: проявление укоризненной страсти чревоугодия.

Если человек устал, что является неукоризненной страстью, и хочет отдохнуть — это нормально. Только если он будет отдыхать 20 часов в сутки, это будет называться ленью — укоризненной страстью.

По сути, любая укоризненная страсть является искажением неукоризненной страсти, неправильным действием человеческой природы, последствием которого является грех.

В аскетике подробно описывается развитие греха, где первоначальная точка — прилог — страстный помысел. На первоначальных этапах еще можно победить желание совершить грех, но на последних стадиях это уже очень и очень сложно.

Каяться перед Богом необходимо и в греховных мыслях, и в совершенных грехах. Еще лучше учиться различать в себе греховные помыслы. Речь идет не о том, чтобы готовить к исповеди пространные записи. Мирянам, говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), не стоит глубоко погружаться в рассматривание своих грехов. Доскональное исповедание помыслов, совершаемое ежедневно — это все-таки монашеское дело. Живущим не иноческой жизнью, думаю, лучше поступать так, как советовал святой Иоанн Кронштадтский: почувствовал человек укол совести — сразу обратился к Богу, взмолился о прощении и помощи. Это и есть жизнь, наполненная покаянным чувством, осознанием присутствия Божия, и о ней свидетельствуют отнюдь не исписанные грехами толстые тетради.

Заключают строки преподобного Андрея Критского слова о том, что страстный помысел всегда принимает приятный вид, но после его вкушения человек отравляется горечью.

После обманчивых слов змея Ева вдруг увидела, что запрещенный Богом плод приятен на вид и захотела его попробовать (см. Быт. 3:6). Так и человек, принимающий греховный помысел, видит его желанным. Он может осознавать, что вскоре пожалеет о своей слабости. Но ум немощен и, если человек не прилагает усилий, перестает сопротивляться пожеланиям плоти.

Если бы грех был неприятен во всех своих смыслах, кто бы решился его совершать? Человек не хочет абсолютного зла, но он желает получить удовольствие. Алкоголик знает, что если он вечером напьется, у него с утра будет невыносимо болеть голова, однако перед этим он расслабится. Этот человек может сильно жалеть о совершенном поступке на другой день, но, увы, это вряд ли остановит его в следующий раз. Или человек готов всю ночь напролет смотреть любимый сериал: все серии подряд. Он понимает: на работе будет хотеться спать, настроение будет ужасным — но не может остановиться. Ему «здесь и сейчас» приятно. В таких ситуациях на практике проявляется власть плоти над духом — последствие греха первого человека.

Чем опасно следование греховным привычкам? Человек, который предпочитает пребывать в страстях, все сильнее удаляется от Бога, теряет чувствительность: душа его грубеет. Все меньше он заботится о чистоте душевной. Увлечение страстью мешает молиться, думать о Господе и вечной жизни.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что сначала необходимо потрудиться, а потом, как результат труда, обрести удовольствие. Человек же, наоборот, старается получить незаконное удовольствие, а потом уже расплачивается за это житейскими трудностями, болезнями, душевными страданиями и т. д. Человек принимает внешне приятный помысел и отравляется его горечью. Тогда уже, по утверждению апостола, «никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог…Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13—14).

Так первые люди после вкушения запретного плода вместо ожидаемого удовольствия узнали, что они наги (см. Быт. 3:7). Нагота — это существование в отрыве от Бога и других людей; ощущение, когда ты воспринимаешь кого-то чужим, посторонним.

Младенец не стесняется перед родителями своей наготой, потому что он не воспринимает родителей как посторонних. А когда вырастает, уже начинает стесняться, потому что отделяет себя от них, начинает жить обособленной жизнью. Так же и здесь, нагота — признак отдаления и обособление человека от Бога и друг от друга.

Начинается Великий пост. Какая важная цель в этот период стоит перед каждым верующим человеком? Постараться во время этого постового периода перейти от жизни внешней к жизни духовной. Чтобы сделать это, мы и вслушиваемся в строки Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Слова этой молитвы подсказывают, что в первую очередь необходимо обратить внимание на свои помыслы, в которых зарождается любой грех. Если на первоначальном этапе не пресекать порочные мысли, то до греховного поступка дело дойдет очень быстро. Вспомним о Еве, которая и сама ела запретный плод, и мужу дала, а далее грех, как разгоняющийся маховик, стремительно начал все вокруг поражать и разрушать.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru