Издательский Совет Русской Православной Церкви: Елена Крюкова: О литературе и чувстве полноты мира

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Елена Крюкова: О литературе и чувстве полноты мира 14.03.2021

Елена Крюкова: О литературе и чувстве полноты мира

Своим взглядом на современную литературу делится писатель Елена Крюкова, эксперт форума «Мiръ Слова», член жюри конкурса «Новая библиотека».

– Елена Николаевна, какие интересные тенденции, имена и события в современной русской литературе Вы можете отметить?

– По бескрайнему полю нашей нынешней литературы сейчас течет по меньшей мере шесть рек. В одной реке – вода сугубого интеллектуализма: это можно назвать «игры разума». Вещи, положения, герои, события, даже откровенно принадлежащие жизни сердца, там тщательно препарируются сообразно работе писательского интеллекта. У этой интеллектуальной литературы есть читатель, даже есть премии, и, понятно, есть большой пул критиков или околокритических людей. На берегах этой реки живут люди, которые думают, что именно таким образом, путем блестящих и головоломных игр сознания, мы вольемся в бытие мировой литературы.

Другая река омывает берега памяти. Вчерашнего дня. На первый взгляд это и хорошо. Какой человек без памяти? Какой народ без истории? Без истории, как и без Бога, нет Родины и нет любви. И вроде бы вот оно, счастье! Нет. Когда открываешь произведения таких писателей, будто попадаешь в литературное пространство 1950-х - 1960-х - 1970-х годов. Ну правда, я устаю читать про бабушек на завалинках, про домашние ссоры, про сельмаг на перекрестке... Если про это – в тысячный раз, где же тут искусство и где тут открытие? Однако если появится мощный талант, сравнимый с Виктором Астафьевым, с Валентином Распутиным – я сразу воскликну: ура! Однажды я так и воскликнула: познакомилась в Ульяновске, на премии Гончарова, с Андреем Антипиным из Сибири. Живет в маленьком поселке на берегу Лены, пишет о простых людях. Но КАК пишет!

Третья река – опасно-скандальная. Хоть постмодерн и умер давно, по замечанию Льва Аннинского (высказывание примерно 2005 года), хоть сам прием литературного скандала довольно дешев, скандал никуда не уходит – мы понимаем это, наблюдая появление на книжных полках подобных работ. Да, это дешевый вызов и жесткий расчет. Но результат реален. Бабочка-однодневка живет свой сужденный день и машет крылышками – порой перед миллионами.

Четвертая река – откровенный глянец, гламур, жанр. Это то, на чем уважающий свое благосостояние издатель делает доход. Здесь тоже миллионная читательская аудитория. Издатель говорит автору интеллектуальной прозы, а тем более поэзии: я печатаю рыночных писателей для того, чтобы заработать денег и напечатать тебя, никому не нужного, неужели не понятно? Серьезный (некоммерческий) писатель печально кивает и умолкает.

Пятая река... о, она течет медленно и плавно. И ее извивы, излучины часто не видны широкой публике из-за сплетения прибрежных ветвей. Что это за река? Как ее назвать? Ее воды – прекрасная поэзия. Глубокая, замечательная проза. Сборники рассказов, вызывающие целую радугу эмоций – от нравственного потрясения до чистых слез, от яростного спора с автором до великой – навсегда – любви к нему, художнику, открывшему нам мир. Слава Богу, что есть этот путь; и, читая такие книги, я понимаю, что искусство бессмертно.

Есть еще шестая река. Она тайная. Это тайнозрение и тайночтение. Духовная поэзия и духовная проза. Прерогатива священников-писателей, богословов, религиозных философов. Здесь тоже не все равноценно, как, впрочем, во всей жизни. Есть духовные стихи наивные и нескладные, хотя полные искреннего чувства Бога и Божественного, а есть удивительные духовные высоты, взятые неповторимым творческим чувством и мыслью иерея. Приблизить бы эту литературу к читателю!.. Но, может, и нужно, чтобы она оставалась в таинственной тишине храма, пребывала в сакральном пространстве...

Рассказывая про метафорические литературные «реки», я рассказала, по сути, о тенденциях. О литературных направлениях, что сейчас у нас существуют. И сосуществуют.

Если говорить об именах, которые я могу отметить, то это – Захар Прилепин, Алексей Варламов, Сергей Шаргунов, Владимир Крупин, Алексей Иванов, Вера Галактионова, Андрей Антипин... События моей жизни – премии имени Тютчева и Аксакова: там я познакомилась с замечательными писателями Петром Красновым, Александром Орловым, Андреем Шацковым, Марианной Дударевой, Виталием Молчановым, увиделась с Ниной Ягодинцевой, Николаем Бурляевым, в последний раз – никто из нас тогда не знал этого – с Александром Казинцевым...

– В этом году проводится 10-й сезон Патриаршей литературной премии.Среди множества лауреатов – чье творчество Вам наиболее близко?

– Среди лауреатов Патриаршей литературной премии у меня есть писатели любимые, давно читаемые мною, настоящие магниты, светила русской литературы. Олеся Николаева – я особенно радуюсь за нее, ее поэзия – один из ярко горящих огней нынешней литературы. Алексей Варламов – его романы видно издалека, это такие горы, литературные вершины; это художник истинный и сильный, и русская культура может им гордиться по праву. Валентин Курбатов. Он недавно ушел... горе... это человек, которого Россия не забудет. Великий ум, великое сердце. Царствие Небесное Валентину Яковлевичу.

Юрий Бондарев – да, это классик, и тем не менее, времени для художника нет, и это прекрасно, что он награжден Патриаршей премией, это огромная радость и честь писателю такого масштаба. Юрий Кублановский: люблю его стихи давно... невероятно красивый изобразительно, символичный, многопластовый, трагический, цельный поэт, идущий вглубь природы вещей, во глубины духа. Михаил Тарковский: один из ведущих прозаиков сегодняшней России, яркий, сильный, Сибирь дает ему щедро мощь свою и красоту.

– У вас есть опыт обращения к религиозной теме («Юродивая», «Русское Евангелие», «Серафим», «Иерусалим» и другие произведения). Как, на ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости?

– Мы все на самом деле находимся внутри религиозной темы. Даже в самые безбожные времена русские люди верили, молились, крестили детей, шли на войне в бой, целуя нательный крест. А потом, когда полоса безбожных страданий закончилась и Россия стала поворачиваться ликом своим ко Господу своему, она обнаружила, что ее люди – в Боге и есть, в Боге живут, и умирают, и рождаются. Писатель – художник светский, не воцерковленный, как пишущий духовные стихи священник или благословленный на иконопись богомаз. Он – свободен. Но он будет очень наивен, если будет думать, что власть над произведением лишь ему принадлежит! В любом подлинном, настоящем произведении искусства живет Бог; и это читатель, зритель, слушатель всегда безошибочно чувствует. Даже если там речь не о Боге идет. А если впрямую о Боге – если это книга об иереях, о святых, о паломниках, о храмах и монастырях, или попытка наново написать ветхозаветные либо Евангельские сюжеты, – без этого могучего и светлого чувства Бога, что ведет тебя, художнику не обойтись. В противном случае получится «сооружение на тему». А любая шаткая конструкция развалится. Она мертва. А Бог – живой. Это – главное.

Но тут есть водораздел. Он касается сюжета, событийности. Одно дело, когда писатель воссоздает жизнь конкретного святого или религиозного деятеля. Это своего рода канон, здесь без канона нельзя. И совсем другое – когда писатель работает со своим воображением, вызывает к жизни героев, которых он сам придумал. Здесь он свободен, волен и в выборе материала, и в изображении событий и ситуаций.

А как лучше рассказать... Здесь надо все время ощущать особое чувство. Чувство полноты мира, благословения, благодати. Лучше Федора Тютчева про это чувство не скажешь: «Все во мне, и я во всем».

– Какие новые книги у вас недавно выходили?

– На протяжении 2019 - 2020 годов у меня вышли романы «Хоспис», «Иерусалим», «Оборотень». Недавно вышла «Музыка» – роман лелеемый, я же музыкант по первой профессии, фортепиано и орган, Московская консерватория. Год назад вышел сборник стихотворений «Вера» – опыт собрания стихов, где в полный рост встает чувство Бога, про которое я говорила. И совсем недавно вышли в свет работы 2020 года – поэтические книги: «Иркутский рынок», «Титаник», «Площадь», «Одинокий голос», «Первобытные», «Грэйс». Фрагменты из них публиковались в журналах и на литературных порталах – в России и в других странах.

– Какие пожелания Вы можете дать форуму «Мiръ Слова», в работе которого приглашены участвовать?

– Могу пожелать, чтобы на Форуме появлялось как можно больше сильных, полнокровных, ярких работ, полных больших человеческих смыслов и чувств. И желаю – от всего сердца! – русскому человеку, писателю, – и работникам Форума, и авторам книг: будьте здоровы, сильны духом, милостивы к ближнему своему в наше тяжелое время, время испытаний и молитв. Русский человек силен и добр. Он – победит.

Беседовала Татьяна Медведева

Досье. Елена Крюкова – писатель и профессиональный музыкант: окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано и органа. Концертировала, гастролировала, преподавала. Работала в Нижегородской консерватории, в Иркутском оперном театре, в Центре органного искусства в Москве. Создатель арт-проекта «Театр Елены Крюковой». Она ставит свои романы в виде моноспектаклей, а по книгам стихотворений делает концерты. Создатель педагогического проекта «Мастерская Крюковой», читает лекции по литературному творчеству, истории и философии искусства, культурологии.

***

Литературный форум «Мiръ Слова» – новый проект Издательского совета, направленный на развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и писательского сообщества.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru