Издательский Совет Русской Православной Церкви: Грех ли рассказывать детям выдуманные истории?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Грех ли рассказывать детям выдуманные истории? 05.03.2021

Грех ли рассказывать детям выдуманные истории?

На радио «Радонеж» вышла программа с участием протоиерея Федора Бородина. Священник ответил на вопросы слушателей о церковной жизни. 

Вопрос: Видел на иконе: Христос вывел из ада всех пророков, святых и праведников. А как же мы - грешники?

о. Федор: Икона говорит символическим языком. Христос выводит, прежде всего, Адама - первого согрешившего на земле человека. Он берет его за руку, иногда рука безвольно висит, и на ранних фресках, например, видно, что Он будто выдергивает из гроба Адама. В лице Адама каждого из нас, который пал и нуждается в спасении, Господь спасает нас всех и каждого. Есть размышления у преподобного Макария Великого о таком понимании Адама. Говоря о последнем дне истории, он произносит: Когда предстанут на Суд пред Престолом Божиим все народы - полный Адам (для святых отцов это имя всего человечества, поэтому и Вы есть на этой иконе, не расстраивайтесь. Главное, чтобы Господь за руку держал и вывел оттуда, а Вы не сопротивлялись).

Вопрос: К вопросу о безответной любви. Любовью оскорбить нельзя. Любовь - дающая. Человек, когда любит - отдает себя. И можно любить безответно, это очень красиво. Я недавно пересмотрела фильм «Журавушка», всем его рекомендую. Сколько там десятилетий герой любит героиню! Это высокие отношения, высокое чувство. Пусть тот человек несет это чувство, как благодать Божию.

о. Федор: Любовь действует исцеляюще на любящего, это действительно так. Если мы вернемся ко 2-му Посланию апостола Павла - то там будут и такие слова: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Переноси скорби - это часть пути христианина, потому что мы неизбежно повторяем путь Христов. Мы идем Его путем. Если мы осмысливаем те скорби, которые нам в жизни посылаются Господом как соучастие в Его скорбях, то они нам спасительны. А если мы сопротивляемся, не признаем, ропщем, даже не пытаемся их осмыслить... что непросто, потому что скорби бывают очень тяжелыми - в том числе и безответная любовь - то они нам и не пользу. Но все равно они и не уходят - Господь-то нам их посылает с какой-то целью.

Вопрос: Как пережить скорби - невнимание единственной дочки? Не позвонит, не спросит: «Что помочь?»

о. Федор: Если бы был еще ребенок или другие родственники, то надо, чтобы ей они просто тихонечко передали: «Что же ты не звонишь? Мамочка переживает». Мы вырастаем, но нам кажется, что наши мамы и папы такие же железные, какими были. Мы не понимаем, что все иначе. Нам кажется, что мама есть и будет всегда, будет основой, как это было всегда. И человеку надо перестроиться. Вы задали вопрос - сейчас выйду и позвоню маме. Пристыдили Вы и меня тоже.

Вопрос: Грех ли рассказывать детям выдуманные истории?

о. Федор: Конечно, нет. Дети любят сказки, обязательно их надо рассказывать. Я всегда это делаю. Они будут помнить и благодарить. Берите книгу, сериал, вводите детей в эпоху, помещайте туда героев их возраста или на год-полтора постарше - и пусть они там прячутся в сундуке от Ивана Грозного, попадают на Варфоломеевскую ночь или на пиратский корабль, в пирамиду к ацтекам. Самое главное - чтобы это было незаметно нравоучительно, интересно. Чтобы настоящее приключение. Сюжеты берите из книг. Увидите, как будет созидаться сердечная связь с ними. Главная задача педагогики. Через эту связь вы сможете дать им опыт любви. Отогреть сердца на всю жизнь. Надо чтобы работал механизм связи. Значит, общаться так, чтобы им было радостно и интересно. Возьмите «Одиссею капитана Блада». Посадите на корабль к пиратам одного случайно попавшего туда паренька, или лучше -двух. И пусть они будут участниками этих приключений. Два-три раза в неделю после молитвы выключайте свет и рассказывайте. Дети никогда этого не забудут.

Вопрос: Как выбрать школу для ребенка?

о. Федор: Сейчас, мне кажется, важнее выбрать педагога, особенно в начальной школе. Надо послушать, кого хвалят в той или иной школе. У нас одна школа для всех детей, но задача - попасть к педагогу, хорошему и сердечному человеку.

Вопрос: Отчим дочери был деспот. После нашего развода она в депрессии, обиде. Что делать?

о. Федор: Надо принести Богу покаяние в Ваших грехах, которые привели к тому, что вы живете в семье не вместе с папой Вашей дочери. Ваша вина - что распалась первая семья, в этом надо покаяться. Вы привели в дом чужого мужчину, который не является ее отцом, - это уже катастрофа для ребенка. А если он был жесток, а Вы ее не защищали, потому что боялись его потерять - то она воспринимает Вас как предателя. Как сейчас это вылечить? Отогреть ее. Надо поехать, пойти куда-то. Да хоть вечером вместе посмотреть какой-нибудь сериал. Нарезать сыра, заварить чая, включить сериал, который ей интересен и обсудить. Не навязывать мнение, а восстановить сердечную связь. Она и от Вас сейчас отвернулась. Когда ребенок младшего возраста, то все это лечится через то, что называется «обнимашки». Поразительно! Родился второй ребенок в семье, первый начал ревновать, капризничать. Родители, которые первый раз с этим сталкиваются, начинают его укорять: «Как тебе не стыдно?» Тем более, что он сразу кажется таким большим по сравнению с крошкой. Его надо не наказывать, а поймать и затискать, посадить на колени, зацеловать. Отогреется, все это вылечится. Это многое лечится родительским теплом. Покажите, что мама вернулась, теперь не отчим у нее центр вселенной, а ребенок, который важен и нужен.

Вопрос: Не приучила дочь к труду. Она сможет работать?

о. Фёдор: Ей будет тяжелее, чем другим, но Господь приучит - куда денешься? Родители если не содержат - то больше делать нечего. Но я советую все же детей приучать к труду. Мы не умеем это делать. Бытовые вопросы решаем за них. Кажется, что они как можно больше времени должны посвящать учебе, а это неправильно. Ребенок помимо кровати и письменного стола, что-то обязательно должен делать по дому из общих дел. Он должен понять, что жизнь надо обеспечивать, как машину. Еще и оплачивать надо. Чтобы ужин был на столе - его надо приготовить. Это не должны делать постоянно бабушка и мама. Когда вы говорите ребенку, что он вам не помогает - он начинает переживать, но к труду не приучается. Ребенку надо дать некий участок труда и требовать с него. Ребенку важно знать, что есть систематический труд. Год, два, три вы с него не слезаете. Не вытер со стола, лег спать? Нет, встань, вытри. Он ропщет, злится, обижается. Но когда он поймет, что никто за него это не сделает - то он начинает это делать сам. Может пройти большое время. И когда это происходит - и вы и он победили. В нем завелся механизм ответственного восприятия небольшого участка. Этот участок потом развернется. Важно, что он не пройдет мимо проблемы. Комплекс вратаря: полузащитник или защитник может пропустить мяч, а если пропустит вратарь - это гол. Нельзя просто взять и не вытереть со стола. Если болен, попроси кого-то, но организуй, чтобы это случилось. Потом, когда вырастет человек, ему будет проще. Так делала моя мама, воспитывая нас с сестрой, я очень ей благодарен за это.

Вопрос: Можно ли православным читать Гоголя, там написано о черте?

о. Федор: Гоголя читать надо. Это удивительный, глубоко православный человек. Но для полноты картины надо обязательно прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями», где вы увидите Гоголя как человека Церкви, как того, кто любит Господа и предан Ему. Это как раз то в переписке, что Белинского привело в бешенство. Он от этого как черт от ладана шарахнулся. То, что Гоголь заигрывает с этими личностями, как с фольклором - да, это немножко опасно. Но как предмет литературы, как памятник – конечно, надо читать!

Вопрос: Живем у мамы, она учит, как воспитывать детей, что делать?

о. Фёдор: Проблема нас всех в том, что мы все подстраиваем под себя. С одной стороны - мы не можем ссориться с мамами, не можем никуда деваться от заповеди чтить родителей, но при этом мы сами родители. Мамы иногда же советуют неполезное, откровенно вредное. Например, она может находиться в конфронтации с зятем, говорить об этом. Надо, глубоко помолясь, сказать маме отдельно, что вот этого и этого не надо. А то, что мама советует правильного - надо выполнять. Часто в нас вскипает гордость не по существу совета, а по факту. И часто мы хотим сделать наоборот, чтобы доказать, что-то кому-то. Так действует наша гордыня. Не нужно этого.

Читать полностью…

***

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru