Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Трудности проходят, а хорошие книги остаются

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Трудности проходят, а хорошие книги остаются 22.12.2020

Митрополит Климент: Трудности проходят, а хорошие книги остаются

На прошлой неделе завершился еще один сезон конкурса «Просвещение через книгу». Его проводит Издательский совет Русской Православной Церкви. В названии конкурса отражена суть книжной культуры, ее основная цель – просвещение.

Книги бывают разные, безусловно. Далеко не все написаны ради высокой цели. Но это не повод о ней забывать или полагать, что просвещение перестало быть сутью книжности.

История свидетельствует, что в разные времена значение просвещения могло отличаться, просвещению не всегда отводилось достойное место. Часто для этого были объективные причины. Если идет тяжелейшая война и все силы брошены на изгнание врагов, ресурсов на просветительскую деятельность может просто не быть. Если хлеб достается тяжелейшим трудом от зари до зари, времени и средств на просвещение взять негде. Если грамотных еще слишком мало, если их не хватает для обучения других, а книгопечатание еще не появилось вовсе, в таких условиях тоже гораздо сложнее заниматься просвещением.

Как бы ни была велика потребность в просвещении, все же немаловажную роль в нем играет материальный ресурс и наличие людей, способных взять на себя просветительскую миссию.

Но означает ли это, что все предопределено временем, наличием или отсутствием средств? Нет, это не так. Приведу пример из истории. Вторая половина позапрошлого века. В российских селах появляются церковноприходские школы и школы грамоты. В этих учебных заведениях дети самых простых людей – крестьян, рабочих – могли получить образование. Конечно, это было только начальное образование, но почин был сделан, и это был огромный шаг вперед: сельские жители все больше приобщались грамотности. Тогда представители интеллигенции, проживавшей в городах, поехали в деревни, и священники, служившие на сельских приходах, брали на себя эту непростую миссию: становились сельскими учителями. Детей нужно было учить всему с нуля, их родители не умели ни писать, ни читать и с уроками дома помочь не могли. Они были честные, трудолюбивые люди, но грамотности не научены. В то время в сельской местности школы только появились. Все лежало на плечах учителя, и от его умения, добросовестности, неравнодушия многое зависело. Далеко не все крестьяне понимали, зачем их детям нужно это образование. Мальчиков в школы еще записывали (и то далеко не всех), а девочек еще меньше. Известно, что даже к святителю Феофану, Затворнику Вышенскому, один из неравнодушных к своему делу сельских учителей обращался за советом: как убедить родителей девочек, что их дочерям нужно учиться? И святитель в ответном письме приводил аргументы, доступные пониманию простых людей, на практических примерах показывал, как пригодятся знания любому человеку. Святитель понимал важность образования, что вопрос просвещения актуален не только в этом или ином селе. Он считал необходимым расширение образования для всех слоев населения. И для успешного решения этой задачи – необходимо расширение книжного просвещения.

Но не только от энтузиазма, трудов учителя и от понимания крестьянами важности обучения их детей зависело дело. В одном из сел Калужской губернии был неравнодушный учитель, под руководством которого дети овладевали материалом на очень хорошем уровне, школа быстро стала образцовой. Но в начале пути были и трудности. Когда учитель увидел, как живут местные жители, узнал своих учеников, он понял, что родителям этих детей будет тяжело оплачивать помещение для школы и нести даже минимальные расходы по покупке необходимого для содержания помещения. Оказавшись в непростых условиях, и понимая, если он сам не решит все вопросы, то существование школы окажется под угрозой. Он обратился к священнику из соседнего села, и с его помощью стал регулярно получать средства для просветительской работы от епархии. Школа не только выжила, но и благодаря ревности учителя стала образцовой.

История показывает, что многое зависит от отношения к просвещению. Можно бояться трудностей и оставлять просветительскую работу, а можно искать способы решения проблем. Безусловно, каждый человек должен при этом работать добросовестно и быть требовательным прежде всего к себе.

Отрадно сказать, что у нас есть издатели и авторы, которые не отступают перед трудностями, а стараются их преодолеть. В текущем очень и очень непростом с точки зрения финансов году на конкурс поступили хорошие книги. Их приятно было брать в руки и с интересом читать.

О чем это свидетельствует? О том, что у наших издателей верные приоритеты. Они не забывают, что главное в книжной культуре – просвещение. На конкурс были представлены хорошие, серьезные, полезные издания. 164 издания представили 55 издательств и 7 епархий. Трудно было выбрать победителя, ибо все книги высокого качества, и подготовлены людьми с высокой ответственностью издателя. Ведь книга работает не только на настоящее время, но и на будущее. А это значит, что мы можем смотреть вперед с оптимизмом. Трудности проходят, а хорошие книги остаются и помогают людям достойно пережить сложный этап. Ведь автор, через свое произведение обращается к большой читательской аудитории, и не только сегодня, но и к тем, кто возьмет ее в руки через год, десять, двадцать лет. Автор вступит в диалог с читателем, и что он услышит? Какие семена оставит в их душах, сердцах и умах? Каждый ли автор понимает, что таким образом он по-настоящему влияет на наше будущее? Лауреаты и призеры конкурса «Просвещение через книгу» помнят о высокой и ответственной роли настоящего писателя. Спасибо им, авторам и издателям, что в нелегкие времена занимается очень важным и трудным делом – просвещением через книгу.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru