Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Когда ошибаться не страшно 06.11.2020

Митрополит Климент: Когда ошибаться не страшно

Когда Господин вернется из дальнего странствия, тогда будет Суд рабам Его. Так Христос говорит нам об этих реалиях в Своих притчах. Каждому из нас будет воздаяние. Трудившиеся получат свою награду. Тот, кто скрыл данную ему мину (денежная единица в античной Греции) (Лк. 19: 12-27), осудится, а его мина отнимется у него. Потому, что поздно будет трудиться и что-то исправлять. Окончится время земных поприщ (расстояние пути).

Во время Второго Пришествия Господа Иисуса Христа и Его Страшного Суда над миром, мы ясно увидим ход всей своей жизни: как надо было поступать, как трудиться в полученном от Господа добре, как относиться к ближним. Мы увидим плоды своих стараний и своего бездействия. Но возможности что-то «быстренько поправить», «переписать заново», «стереть написанное или сказанное слово» ни у кого не будет. Кому-то это покажется несправедливостью: именно тогда, когда мы увидим Христа лицом к лицу, когда ясно поймем: зачем нам были даны те или иные тяжелые обстоятельства, скорби, болезни и прочее, – именно тогда мы уже ничего не сможем исправить в своей жизни!

Чтобы сделать выбор в пользу добра или зла, человеку дана земная жизнь. Ангелы обладали видением всей картины творения Божия, осознавали ситуацию выбора между злом и добром во всем ее объеме, поэтому их выбор между Богом и дьяволом был однократен и бесповоротен. Мы же не обладаем ангельским ведением всей картины Божьего мироздания, поэтому Господь дает нам столько времени – всю земную жизнь, чтобы мы определились, на чьей мы стороне.

Человек, к примеру, не может точно знать, как его конкретный поступок отразится на его будущности, на участи других людей, всего мира. Но, не обладая этим знанием, человек должен трудиться, потому что все, что нужно для спасения, ему дано: заповеди и покаяние – возможность перемены своего жизненного устроения.

В притче о минах Христос говорит, что граждане «ненавидели господина», который отправился в далекую страну. Мы можем толковать эти слова и так, что человеку порой не нравятся те обстоятельства, в которые ставит его Господь. Вот если бы я был здоров, – говорит человек, – или богат, или рос бы в другой семье, в другой стране, получил бы отличное образование – если бы у меня было это или то, тогда бы я развернулся, показал бы себя, на что способен. А так – что толку стараться, когда того нет, другого нет. И жизнь, день за днем, проходит в унынии, в недовольстве, в зависти к успехам других.

По великому множеству причин можно «ненавидеть господина», то есть не соглашаться с промыслом Божиим о себе. Но все эти причины вырастают из человеческого эго, из той позиции, что он «лучше знает», нежели Бог, что ему надо для жизни. Кроме того, «ненавидеть господина» заставляют те нравственные ограничения, которые Господь накладывает на человека: «Почему, к примеру, нельзя ограбить соседа, если он живет хорошо, а я не могу купить то, что мне нравится. Почему моя зарплата тридцать тысяч, а у него пятьдесят?» Мало того, Господин еще говорит, что надо не только не вредить обеспеченному соседу, но еще и не завидовать ему.

Порой, человек может декларировать, что он – за заповеди, если речь идет о том, чтобы не трогали его добро. А когда речь идет о том, чтобы ему самому не следует засматриваться на чужое добро, – то тут уже допустимы корректировки заповедей. Источник такой позиции, как говорят отцы, в том, что грех рассек человеческую природу на множество индивидуальностей, которые враждуют друг с другом. Вместо того, чтобы жить в единстве, как в единой природе живет Святая Троица, человечество разбилось на многие индивидуумы, каждый из которых действует исключительно в свою эгоистичную пользу, не задумываясь о том, что окружающим людям это принесет вред.

Даже если человек действует не во вред окружающим, то – в полном безразличии к ним. Как богач в притче о богаче и Лазаре – не прогонял больного, голодного Лазаря от своих ворот, просто его игнорировал. Мало кто горит желанием причинить ближнему вред. Люди жаждут себе сделать хорошо, а каково при этом будет ближнему, им без разницы. Они не хотят об этом даже задуматься. Однако мы прекрасно помним, какова была посмертная участь богача, который не причинил особого вреда нищему Лазарю. А ведь он получил от Господа свою мину, или две, для того, чтобы принести с них прибыль. Абсолютно каждый получает от Господа талант, то есть силы, обстоятельства жизни, способности, чтобы вложить их в свое духовное развитие. Кто-то по максимуму может это сделать, кто-то – частично, кто-то – вообще никак.

Когда Господин вернется, Он потребует отчета в использовании полученного от Него добра. Один отдаст Ему вдвое больше прибыли, чем получил мин, т.е. покажет приобретенные духовные плоды. Другой – так же придет на Суд с прибылью – духовно обогащенный, но будут и те, кто скрыл врученную им мину. В притче такой раб оправдывается перед господином: я, мол, ничего не делал по той причине, что ты человек «жестокий», ты строго спрашиваешь. Если бы у меня не получилось пустить твою мину в оборот, пришлось бы отвечать перед тобой. А так – на, забери себе назад свое добро.

Интересно, что лукавый раб называет Господина «жестоким». В самом деле, Господь очень конкретно и четко говорит об условиях любви между Ним и нами: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Никаких «общих призывов»: мол, давайте всех любить! Напротив – трудитесь, исполняйте, творите, напрягайтесь, воздерживайте язык свой от слова лукавого, преодолевайте трудности на своем пути, тогда Я увижу, что вы Меня любите. Вопрос ставится ребром.

Эту черту – «жестокость» – лукавый раб приписывает господину, чтобы оправдать свое бездействие. И сам господин не говорит в ответ: действительно, ты прав, я жестокий. Напротив, он сказал: от твоих слов сужу тебя, каким ты считаешь мой суд, так и будешь отвечать. Если ты считаешь меня жестоким, тем более должен был подготовиться к моему возвращению.

Представление о том, что «Бог – жесток», что Он спросит с нас за каждый шаг, а поэтому, чтобы не ошибаться, лучше ничего не делать – это рабская психология, которая допустима только на самом первом этапе жизни в вере. Этот путь надо пройти. Человек, если верит Христу, разделяет Его ценности и идеалы, если хочет сам пребывать в добре и старается творить добро, тогда он не задумывается о том, что «вдруг он сделает неверный шаг». Он стремится делать то, что заповедал Христос, жить по заповедям, его любовь обращена ко всем людям и ко всему творению.

А если все-таки человек ошибется? Да, такое то же случается, но он сразу увидит свою ошибку, свою неправду и ложь в своем сердце и принесет покаяние Богу и искренне примерится с тем, против кого согрешил. Из Евангелия мы знаем, что Господь и Петра простил, который трижды от Него отрекся и в этом раскаялся; и женщину, блудодеяние совершившую, не осудил. Если человек ошибается, но прибегает с покаянием к Богу, то Господь поможет ему исправиться и подскажет, как это сделать.

Взбодримся, встанем решительно на труд, возьмем на себя меру подвига, которую сможем понести ради Христа и исполнения Его святых заповедей, а Господь, видя нашу решимость поработать Ему, поддержит нас на нашем нелегком пути.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru