Издательский Совет Русской Православной Церкви: Нахлынувшая искренность в повестях и рассказах Леонида Бежина

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Нахлынувшая искренность в повестях и рассказах Леонида Бежина 02.11.2020

Нахлынувшая искренность в повестях и рассказах Леонида Бежина

Книга Леонида Бежина «Колокольчики Папагено» удивляла (приятно) на каждом этапе прочтения. Начиная с одноименного рассказа, где всегда болезненный вопрос доносов (сталинские годы) так поднят и затронут, что главными остаются любовь, человеческая близость, ведь «так сладко – ничего не понимать». Но можем ли мы себе это позволить?.. Вот и герой не может.
А как показаны характеры героев в повести «Наталья, Наталия, Натали»! Мне ли, Наталии (такое уж досталось имя), не знать. Хотя с некоторыми чертами «своего» я бы поспорила. «Натали не заботилась о том, чтобы все договаривать до конца, – не заботилась в расчете, что ее и так поймут», – пишет Бежин. И еще: «Наталия же гордячка… никогда не позволит назвать себя Натальей. Нет, она, видите ли, Наталия, и все тут». Однако здесь же: «Наталья любительница шахмат и прочих мудреных игр».
Три подруги, такие разные и такие похожие, встречаются, говорят кто как может и хочет: жестами, урывками фраз, позами и гримасами, нахлынувшей искренностью, – а там, за пределами их мира, есть что-то, о чем так страшно догадаться.
После прочтения рассказа «Мимоза», пронизанного «желтовато-мимозным полусветом», подумалось, что лучше написать уже нельзя, во всяком случае по меркам этой книги.
Но это было до повести «Джан Баку», о которой хочется сказать особо. «Джан Баку» – это война, рассказанная другом. Через голос друга мы слышим историю их знакомства, первой драки, первого примирения. Через этот голос мы смеемся вместе с ними и гуляем по Баку… пока он идет убивать. Убивать друга.
А еще малая толика таинственного и запредельного в этих историях: Ангел Азраил в «Джан Баку», ощущение крика немого в одноименном рассказе и мерцание сакрального в повести «Нулевой урок, или Закат Европы».
Так что на фразу: «Это означало, что я бездарность и с литературой навеки покончено» (из рассказа «Еще о даме с собачкой») – хочется ответить: как бы не так!
Ответить, конечно же, автору, а не герою.

Наталия Сигайлова

Источник

Леонид Бежин – номинант Патриаршей литературной премии 2018 года








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru