Издательский Совет Русской Православной Церкви: Память как свойство души

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Память как свойство души 16.10.2020

Память как свойство души

Доклад магистранта Московской духовной академии иерея Владимира Ткача
«Память как свойство души человека по творениям святителя Феофана Затворника. Некоторые наблюдения»

Одним из важнейших психических процессов человеческой души является память. Человек, полностью лишенный способности сохранять, узнавать и воспроизводить информацию как прошлый опыт, фактически перестает быть сознательной личностью.
Актуальность темы обусловлена значимостью памяти в деятельной духовной жизни христианина. Проблема памяти волновала мыслителей и ученых с глубочайшей древности.
Памятью человек пользуется постоянно, особенно пребывая в затворе, участниками которого волей-неволей многие стали в период самоизоляции и карантина.
В настоящем докладе осуществляется попытка проанализировать значение категории «память» в некоторых трудах святителя Феофана Затворника («Письма о христианской жизни», «Путь к спасению. Краткий очерк аскетики», «Наставления в духовной жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Душа и ангел — не тело, а дух», «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», «Наставление о преспеянии в христианской жизни», «Сборник слов на разные случаи», «Четыре слова о молитве», «Созерцание и размышление», «Сборник слов, посвященных Богоугодной жизни» и других).
Учение о памяти святитель Феофан показывает согласно творениям древних святых отцов, чей жизненный путь продемонстрировал опытное познание и исполнение добродетелей, среди которых такая способность души как память является очень важной.
Святые отцы и богословы Православной Церкви уделяли внимание осмыслению памяти. Это было вызвано тем, что память так же, как и другие свойства ума участвуют в процессе духовного совершенствования христианина. Таким образом, роль памяти заключается в возможности использовать свойство души для спасения православного христианина.
Люди легко забывают Бога, вечность, блаженство и страдания до такой степени, что представляют их вовсе несуществующими. Отвергая бытие Бога, невидимого мира, многие готовы отвергать все, что касается духовного с целью вести мирскую жизнь и угождать плоти. Таким образом хотят «забыть» Бога, чтобы вести жизнь по своим правилам.
Святитель Феофан Затворник заключает: «Противоположный Духу Христову есть дух мира, по велению которого в богозабвении действуют неутомимо, гоняясь за пустыми, мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем достижения».
«Жить для себя» — девиз современного «культурного» человека. Даже просто воспоминание о Боге сеет тень на «права и свободы» таких людей. Святитель Феофан Затворник говорит: «Помни также, что помощь Его близ, что она тотчас готова, лишь только воззовешь, и что только с такой помощью ты возможешь одолеть и не пасть; а потому всякое одоление Ему приписывай. Перенесенное без воззвания к Богу, и не отнесенное к Нему по перенесении, неугодно Ему и бесплодно, ибо всегда оставляется кичение и память о себе».
Человек очень часто вспоминает о Боге в тот момент, когда его постигают скорби и неприятности. Многие только таким образом приходят к вере.
Необходимо понуждать себе вспоминать о Боге. Такой призыв красной нитью проходит в творениях святителя Феофана Затворника. Если сердце растранжирится на множество пустяков, то потом ему недостанет крепости для памяти о Спасителе. Хорошим средством для этого является чтение Священного Писания, как об этом часто пишет святитель Феофан.
Необходимо выделить следующие категории памяти: память Божия, память смертная, память о грехах, молитва и память, память и рассеянность, трезвение и деятельность.

1) Память Божия
Ищущий спасения должен и может непрестанно взирать на Бога, видеть Его глазами веры и надежды, чтобы сохраниться в терпении и постоянстве. Только в этом видении и памятовании Бога, в соединении с Ним — истинная жизнь христианской души.
Лишь при полном подчинении своей воли воле Творца мы можем научиться великой науке — быть всегда счастливыми в этом мире, научиться находить радость и в скорби и везде видеть над собою благость Отца Небесного. Чем мы можем утешиться в этом прискорбном и суетном мире, как не памятию о Боге? Святитель Феофан поучает пребывать в единении с Матерью Церковью, помня обеты, данные при крещении, а для этого предельно важно трезвиться и бодрствовать и чувства свои хранить нерассеянными.
Твердое осознание своей духовной испорченности и понимание значения в деле нашего спасения заслуг Иисуса Христа – должны нас сподвигать к смиренному сознанию своего состояния. Святитель Феофан наставляет: «Память об этом, чувство своей ничтожности в делах правды, убеждение, что не мы, а благодать, яже с нами, трудится во всем добром (1 Кор. 15:10), какое есть в нас, или, что то же, смирение, и есть та “броня правды”, в которую заповедует апостол облечься воину Христову, есть ограждение воли, ищущей правды, охранение ее от всех преткновений. Трудно победить того, кто облечен смирением. Ибо кто через смирение всего себя предал Богу, за того во всем действует Сам Бог».
В своих трудах святитель Феофан призывает не только помнить об искупительной Жертве Спасителя нашего Иисуса Христа, но и укорениться в таком добром памятовании.

2) Память смертная
Мысль о смерти или память смертная помогает верующему преодолевать страсти и пороки, которые стоят на пути входа в Царствие Небесное. Неверующим же людям мысль о смерти страшна, потому что смерть принесет конец земным удовольствиям.
Святитель Феофан призывает: «Приложите к памятованию о Боге память о смерти и вечности блаженной или прегорькой. Эти два памятования будут отклонять вас от всего дурного даже в мыслях и направлять ко всему доброму не напоказ, а искренно». Память смертная не отравляет нашу жизнь, а наоборот «научает быть осторожным и воздерживаться от всего отравляющего жизнь. Если бы побольше помнили о смерти, меньше было бы беспорядков в жизни и частной, и общей».
Одним из важнейших средств при жизни человека к укреплению своего нрава является память смертная. Многие доходят до познания этого средства уже тогда, как не могут воспользоваться его уроками. Владыка Феофан Вышенский призывает: «Не бойтесь помнить о смерти. Это не отравит жизни вашей, а напротив, отвлечет вас от действительных, хотя подслащенных, отрав жизни и научит находить утешения прочные, такие, которые будут служить для вас предвкушением нескончаемого блаженства. Поверьте мне, что это так! Умирающие не лгут. Они одни и могут верно оценивать силу помышлений о часе смертном».
Забывчивость о вечности прекрасно врачуется памятью смертной. Святитель Феофан наставляет нас чаще приводить себе на ум память смертную, чтобы не дойти до такого состояния души, когда о смерти человек забывает: «Памятью о сей-то неприятности, которую встретит человек несовершенный по смерти, больше всего и воодушевляли себе святые Божии, говоря себе и всем другим, хотящим и ищущим спасения: “помни последняя твоя и во веки не согрешиши” (Сир. 7:39)».
Спасительная печаль не оставит человека, когда он будет стоять перед выбором делать грех или отказаться от него, эта печаль станет духовной профилактикой для православного. Никакая земная красота или обольщение не прельстят сердце такого человека. Он старается никого не осуждать, чтобы самому быть не осужденным по исходе души из тела на Страшном Суде.
«Скорбь ближе и сроднее нам, нежели радость», — пишет святитель Феофан и делает вывод, что скорбные воспоминания глубже погружаются в душу и надолго остаются в ее памяти.
Многое изменилось для нас в жизни, если бы мы часто думали и помнили о смерти. Память смертная приоткрывает всю мимолетность жизни человека. Малые и большие пристрастия и пороки были бы переосмыслены и отвергнуты нами. Но грех отнял у нас правильное восприятие, как учит святитель Феофан: «Как ученики, для которых наступают экзамены, о том только и думают, как бы приготовиться к тому: иной ночи не доспит, куска не доест, а уж об играх и шалостях и думать забыл, так было бы и с нами, если бы память суда Божия не выходила у нас из головы, только и заботы было бы у нас, как бы неопустительно исполнить все, что требует Господь, и явиться, таким образом, в час суда угодными Ему».
Восприятие мира в корне меняется у того человека, перед глазами которого есть память смертная. Эта великая оберегающая христианская добродетель.

3) Память о грехах
Память о грехах предельно важна для христианина, очищающего себя покаянием. Такое свойство нашего ума, как память, содействует нашему спасению, когда мы используем его в борьбе с самим собой и накопившимися за годы жизни грехами. Необходимо выделить аргументы важности памяти о грехах для православного христианина.
Когда прибирают в доме, стараются освободиться от предметов бесполезных, попусту занимающих место, которое можно занять чем-нибудь дельным и необходимым. Как бы хорошо очищать таким же образом память нашу! Важно четко определять, что именно «оставлять» в памяти, а что «удалять». В общей памяти воспоминания о грехах также необходимо структурировать по полезности для души.
Святитель Феофан поучает: «Но как отправления тела, так и способности души все поработить надо правде для полного угождения Богу. Воображение, любящее мечтать и любоваться худыми образами, надо связать трезвением и сосредоточением внимания, “препоясав”, как заповедует апостол, “чресла помышлений” (1 Пет. 1:13). Память, набитую страстными предметами, надо очистить и наполнить воспоминаниями святыми».
Анализируя свою жизнь, человек обязан отделять греховные дела, мысли и поступки от добродетельных. В этом сложном процессе очень помогать будет духовный опыт. Именно опыт прошлых ошибок и грехов часто подсказывает совести человека как правильно поступить в нынешнее и будущее времена. «Погашен Дух — заключился и источник радости, и пошла туга тяготящая. Три бремени ложатся на такого человека и давят его: дума о том, что будет, скорбная память совести о том, что было, и забота о том, что есть, — и ходит человек, повесив голову».

4) Молитва и память
Молитва есть лучшее дело для души. Она является одним из наиболее важных средств для достижения цели жизни православного христианина — спасения через стяжание Святого Духа.
Совершенная молитва состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями и образами. Память о молитве тесно связана с памятью о Боге, как Источнике всех благ, в том числе и молитвы.
Святитель Феофан объясняет: «Существо дела в том, чтоб установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием. Можно всякому сказать: “как хочешь, только добейся этого. Иисусову ли молитву творить, поклоны ли класть, в церковь ли ходить, что хочешь делай, только добейся того, чтобы быть всегда в памяти Божией”».
Бесы поэтому не перестают возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах и посредством плоти приводить в движение все страсти, чтобы только помешать труду молитвенному и к Богу восхождением вниманием. Святитель наставляет непрестанно молитвенно бодрствовать: «Предайте всецело в руки Божии и себя, и свое служение, а затем молитвенно припадайте ко Господу о вразумлении и укреплении всякий раз, как приступаете к делу, или, еще лучше, непрестанно содержите в себе сей молитвенный дух и настроение, и никогда не будете лишены должного руководства».

5) Память и забвение, про пагубность памятозлобия
Развлечение — причина слабости подвижника в борьбе с греховными помыслами, памятованием о едином на потребу (Лк. 10:41-42). Именно развлечение служит главной причиной забывчивости духовного.
Задача христианина на пути в Небесный Иерусалим состоит в преодолении забывчивости (забвения) духовного с помощью Божией. Исполняя призыв Спасителя бодрствовать (Мк. 13:37) христианин будет надеяться при переходе в жизнь иную услышать добрый ответ о своей вечной участи.
Святитель Феофана предупреждает: «Никто из тех, которые подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия, чтобы не впасть в исступление ума».
Причиной сему выступает гордость, рождая другие страсти и пороки: «Гордость, будучи сама в себе тяжким грехом, вовсе несогласным с духом христианского смирения, ведет ко многим другим грехам, как то: лицемерию, ласкательству, зависти, строптивости, непокорности, самонадеянности, забвению о Боге, негодованию на Его Промысл, к отчаянию и прочему. Посему “возненавидена пред Богом и человеки гордыня” (Сир.10:7)».

6) Память и рассеянность
Рассеянность — постоянное желание развлечений. Святитель Феофан пишет: «Некоторые из таких греховных расположений приобретаются частым повторением одних и тех же грехов, а некоторые естественно развиваются из самолюбия, составляющего нашу наследственную порчу. Главнейшие из них суть “похоть плоти, похоть очес и гордость житейская” (1 Ин. 2:16), или сластолюбие, любостяжание и гордость».
Главными страстями греховного человека являются сребролюбие, славолюбие и сластолюбие, а из этих главных трех страстей составляется миролюбие. Заполнение миролюбием духовной жизни христианина есть величайшее нравственное бедствие. Когда, забыв вечность и Бога, мы живем на земле для одних земных приобретений, тогда бессознательно, неприметно и непонятно для себя, с попранием совести, долга, с попранием велений великого Бога, приносим в жертву самолюбию и самообольщению нашим благосостояние ближнего, пользу человечества, собственную нашу вечную участь.
Владыка Феофан взывает: «Горе рассеянным, многозаботливым, привязанным к чувственному и терзаемым страстями!.. Блаженны, напротив того, души, внимательные к себе, успокаивающиеся в Боге, отрешившиеся от всего и очистившие сердце свое от страстей! Благословенны и труды тех, которые, оставя пагубы первых, стремятся востечь к блаженству вторых».

7) Трезвение и деятельность
Чтение Божественных Писаний укрепляет память, ум, побуждает к молитве и подает премудрость человеку. Чтение удерживает ум от рассеянности, напоминая о Боге, указывает путь святых и делает то, что ум приобретает мудрость. По существу благоговейное чтение Евангелия нельзя отличать от молитвы или памятовании Бога.
Святитель Феофан призывает нас трудиться: «Только не ленитесь! Увидит Господь, что вы себя нудите на внимание и память о Нем, и подаст сию благодать».
Не брезгует святитель и «народными методами»: «Но, Господи, даруй же и благодать сокрушения. Стукни в голову, чтоб опомнился и отрезвился ум немного».

Память Божия, память смертная, память о грехах, память о молитве, выделены как главнейшие виды памяти в духовном значении.
Совершенная молитва состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями и образами. Память о молитве тесно связана с памятью о Боге, как Источнике всех благ, в том числе и молитвы.
Правильная оценка жизни и расстановка жизненных приоритетов невозможна без памяти о смерти. Блуждания помыслов и «ветрености» невозможно избавиться без усилий с использованием памяти. Отсечение памятозлобия необходимо для возможности предстать на Страшном Суде неосужденным.
Важным выводом является положение, что память в деле аскетической жизни христианина постепенно улучшается при постоянном труде над ней. Возрастая от степени к степени можно прийти в состояние постоянного памятования вездеприсутствия Бога.
Эффект синергизма достигается путем сложения духовного труда православного христианина над таким свойством души, как память, и милости Божьей.
Подводя итог докладу необходимо признать, что это лишь скромная попытка изучить понятие «памяти» в «необъятном море» творений великого святителя Церкви Христовой — Феофана Затворника.


Источник: «Православное книжное обозрение»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru