Издательский Совет Русской Православной Церкви: О творчестве писателя Василия Дворцова

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О творчестве писателя Василия Дворцова 09.10.2020

О творчестве писателя Василия Дворцова

Лауреат Патриаршего знака «За вклад в развитие русской литературы» Василий Дворцов написал пьесу о святом старце Феодоре Томском

Уже не в первый раз Василий Владимирович Дворцов обращается в своём творчестве к личности праведного старца Феодора – ранее им был написан исторический портрет святого Феодора Томского.

Василий Владимирович Дворцов – прозаик, публицист, поэт, художник, реставратор, сценограф, лауреат многих престижных литературных премий, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России, действительный член Академии Российской словесности.

Василий Владимирович родился в Томске, раннее детство его прошло в доме в Песочном переулке, затем семья переехала в село Молчаново. После окончания школы он 30 лет прожил в Новосибирске, с 1988 по 1999 годы строил и расписывал храм в Могочинском Свято-Никольском монастыре. В настоящее время москвич. По нашей просьбе писатель ответил на несколько вопросов.

В ноябре 2017 года томичам, побывавшим в Большом концертном зале областной филармонии, посчастливилось услышать мировую премьеру оперы «Ермак», созданную композитором Олегом Проститовым на основе одноимённой поэмы Дворцова. Вот и в разговоре про новую пьесу «Феодор Козмич» автор признался, что очень хотел бы, чтобы премьера состоялась в Томске:

– Скажу честно: никогда не задумывался о том, где мои пьесы после написания смогут воплотиться в спектакли. Но вот эта пьеса должна, обязана впервые играться в Томске!

Сбор исторического материала – дело кропотливое, много времени требует композиционное обдумывание произведения, разведение носителей добра и зла, вживания в образы. Так что в целом работа над пьесой продолжалась два года. В ней, по словам Василия Владимировича, – «кроме приглашения к размышлению о реальности и нереальности добровольного отказа от высшей власти, задачей ставилось привлечение внимания к знаковым фигурам российского девятнадцатого века, которые, за пределами круга героев Отечественной войны и отдельных деятелей литературы и культуры, освещены совершенно недостаточно». А ещё, по мнению автора, современникам «необходимо напомнить уникальный исторический пример влияния на судьбу России» деятельного покаяния одного из русских государей:

– Тема данной, такой вот камерной, малогеройной пьесы – поиск ответа на, пожалуй, главные страхи современного общества: накрывающую мир хаотичность управления. Демократия с её короткой властью, тем более, если она, власть, не декларируемая, не декоративная, не обеспечивает жизнеспособность государства. Как и затянувшийся период тирании. Оглянитесь: континенты в нарастающих конфликтах – спорные выборы, майданы, коррупция, госперевороты через спецслужбы или открытые бомбардировки. Эта слабость, системная беспомощность управления глобальным порядком – действительно страшное следствие нравственного упадка элиты и плебса, толкающего апостасийный мир к смерти.

Вот я и попытался вспомнить один из случаев, напомнить исторический пример, когда властитель отказывается от власти, если этим не избавляя Россию от гражданской войны, уготованной ей по примеру Франции, окончательно, то надолго отодвигая национальную трагедию личным деятельным покаянием.

Как томич, Василий Владимирович никогда даже не сомневался, что покоритель Европы государь Александр I и смиренный старец Феодор Козмич – одно лицо. По его словам, «верующий человек может понять, что отречение от короны – это восхождение к ещё более высокой власти».

– Отношение к Феодору Козмичу – как некая лакмусовая бумага: категорически отрицают идентичность императора и беспаспортного бродяги упёртые атеисты, сомневаются, мнутся люди, вроде бы и верующие, но не живущие волей Бога. А вот кому молитва – не только утреннее и вечернее правила с обязательными субботним и воскресным посещениями храма, те понимают, что отречение от короны – это же восхождение к ещё более высокой власти.

Автор считает, что понять истинный смысл поступка того или иного героя возможно только полюбив его, начав сопереживать ему сердечно.

– Так государь не может простить заговорщика, даже кающегося. А праведник может. Беда в том, что в нашей рационалистической историографии все поступки людей, Божьей волей определявших судьбы страны, продиктованные их религиозными принципами: бескомпромиссное самопожертвование во имя веры, отказ от наживы взамен на душу, со времён Карамзина и до сих пор объясняют неким сумасшествием: это и «безумный» Иоанн Грозный, и его «слабоумный» сын Феодор... Но все эти либерально-атеистические стереотипы рассыпаются перед заинтересованностью читателя-зрителя в самостоятельном поиске истинных смыслов в поступках того или иного героя. Для чего этого героя читателю-зрителю нужно полюбить. То есть, не просто понять, а почувствовать, начать сопереживать сердечно.

Уже не в первый раз Василий Владимирович Дворцов обращается в своём творчестве к личности праведного старца Феодора – ранее им был написан исторический портрет святого Феодора Томского, который был представлен на выставке, проходившей в Новосибирске в рамках Дней славянской письменности и культуры.

 

Источник

 

Василий Дворцов – номинант Патриаршей литературной премии 2019 года

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru