Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Преображение Господне – к чему мы призваны

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Преображение Господне – к чему мы призваны 18.08.2020

Митрополит Климент: Преображение Господне – к чему мы призваны

В день, когда Православная Церковь молитвенно вспоминает праздник Преображения Господня, особо хочется поговорить о том, к чему мы призваны.

В Евангелии приводится такое описание события праздника: Господь, взяв с собой трех ближайших учеников, взошел на гору Фавор помолиться и там Он преобразился перед ними: лицо Его просияло, «одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29), и Ему предстало два ветхозаветных праведника – пророки Моисей и Илия, и Он беседовал с ними. Они пребывали в изумлении, и в это время слышат голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:35). Апостолы в испуге упали на землю: что произошло, – они не могут понять; откуда голос, – они не уразумеют.

Почему Спаситель возводит апостолов именно на гору? В каждом Его поступке сокрыт глубокий смысл. Святитель Николай Сербский отмечает, что таким образом Господь учит верующих добродетелям трудолюбия и богомыслия. Вершина горы знаменует высоту мыслей: нам необходимо в повседневной жизни не прилепляться к земному, помнить о Боге. Как подъём к вершине горы требует немалого труда, так и в духовной жизни необходимы немалые усилия, внутренняя борьба.

В текстах церковной службы верующим приоткрывается глубина события Преображения. Господь, преобразившись, озарил блистанием «очерневшее Адамово естество» и претворил его в славу и светлость Своего Божества. Иисус Христос — новый Адам (см. 1Кор. 15:45, 47—49) — явил, как в нем может измениться человечество. Он показал, что верующий в Сына Божия может достичь святости — внутреннего преображения благодатью Святого Духа. К этому мы и призваны. Как говорил святитель Кирилл Иерусалимский, люди способны достичь святости только в Боге, «не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве».

Неправильно под святостью понимать безгрешность. Люди, достигшие ее, имели грехи, но смогли победить их. Они всеми силами стремились к Христу, боролись со страстями и греховными привычками, следовали евангельским заповедям. Угодники Божии употребляли для этого немалые усилия (см. Мф. 11:12). Постепенно их осеняла и преображала благодать Святого Духа.

Как говорил святитель Василий Великий, если какой-либо предмет начистить до блеска, он приобретает способность отражать свет. Так и человек, очистивший душу, становится способным сообщать свет благодати Божией окружающим людям. Видя добрые дела праведного человека, люди прославляют Господа (Мф. 5:14—16).

На горе Фавор ученики Христовы ощутили действие благодати, потому апостол Петр и сказал: «Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17:4). Так случается и с нами, когда мы приступаем к таинствам Исповеди и Причастия и совершаем молитву. Благодать касается сердца, и человек наполняется спокойной тихой радостью. Такое состояние духа хочется дольше сохранить, не растрачивая его на житейские мелочи.

Приумножить дар благодати возможно, проявляя самоотверженную любовь ко Христу и ближним. Она заключается в следовании Евангельским заповедям, милосердном отношении к другим людям.

Первые шаги — это чтение Священного Писания, а, правильнее сказать, нужно исследовать его. Вспомните, когда садовод желает получить хороший урожай, он подробно изучает все нюансы посадки и выращивания нужной культуры. Для этого читает специализированные статьи, покупает нужные семена, — полностью погружается в важный для него процесс. Так и с делом нашего личного преображения. Необходимо регулярно читать Евангелие, объяснения святых отцов. Во многом помогают жития святых, в которых описаны воодушевляющие примеры восхождения человека к Богу.

Господь ждет от человека, что тот проявит усилия, захочет обрести радость вечной жизни. Для этого необходим ежедневный, кропотливый труд над собой. Меру его, конечно, нужно согласовывать с опытным духовником, но и слабину себе давать нельзя. Духовник может только подсказать, как и врач – прописать лекарство, а все предписания мы должны сами выполнять: язык воздерживать от осуждения; глаза – от зависти; ум – чтоб не превозносился и не мыслил зла. Будем надеяться, плодом такого труда станет наше личное преображение.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru