Издательский Совет Русской Православной Церкви: Исходная точка маршрута

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Исходная точка маршрута 11.06.2020

Исходная точка маршрута

Из всех конфликтов человечества едва ли не самым острым из века в век был конфликт смежных поколений – отцов и детей. Описанный не раз классиками, он в определенном смысле культивирован у нас и воспринимается как норма, согласно которой молодые люди — всегда «не те уже», «не такие», «непонятные». Конечно, доля правды в этом есть — в конце концов, два поколения не могут быть идентичны, ибо условия их роста и формирования всегда различны, однако надо признать, что старшее поколение редко бывает довольно младшим уже «исторически».

Так было и так будет, надо полагать, всегда. По большому счету, это нормально – развитие общества идет по известной спирали, повторяющей свой виток из раза в раз, но на новом уровне? И данный конфликт – движущая сила для нового витка. К слову, предыдущий виток ниже последующего по самой логике построения этой модели, но понравится ли это и кому?

Так что же нынешние. современные дети, загадочные пост-миллениалы? Они «еще более иные», скажем так. Это поколение «такое» – причем внести смысл и глубину в это популярное у молодежи выражение может каждый, но в той степени, насколько он чувствителен к языку и нуждам молодых. Отношения отцов и детей, заостренные 1990-ми, когда произошел настоящий ментальный разрыв двух поколений, прошли логические «витки» развития и вышли на тот уровень, когда молодежь живет уже совсем не по тем законам, которые привычны для их бабушек и дедушек, и остаточно прививались (или насаждались?) их родителям. Нынешняя «поросль» непонятна большинству из старшего поколения, поскольку она соткана уже совсем из другой ткани, скроена по-другому. Их мир – мир виртуальных грез и высоких скоростей, их онлайн общение и возможность за минуту оказаться на другом краю света, – для них не более, чем норма и удобство, а для нас – изумление. Они рождаются с телефонами в руках и разбираются в технике, ибо изначально с ней «на ты» и родились уже в компьютерную эпоху. Двухлетняя девочка, увидев птичку за окном, делает движение пальчиками, сводя их вместе, а затем раздвигая — она пытается приблизить к себе крылатое создание, поскольку видела мир через экран айфона.

Они другие? Да. Но это вовсе не обязательно – плохие. Даже, скорее, наоборот.

Никто не сказал, что молодой человек должен думать так же, как его предок. Будь так, развитие человечества замедлилось бы. Пожалуй, единственное, что он должен усваивать поколенчески – не набор запротоколированных где-то правил, а кодекс внутренний чести, передаваемый именно ментально. За века столпы этого внутреннего кодекса не изменились, хотя их и пытались изменить. Но нет, они все те же, мудрые заповеди Господа, сформулированные просто, кратко и максимально близкие к человеческой душе. Как многих бед можно было бы избежать, живи человечество по этим заповедям…

Увы! История последнего века показала, с какой легкостью рушатся порой логические и нравственные основы жизни. Вспоминать об этом даже как-то неловко, но век назад, когда массово рушились церкви и храмы взлетали к небесам, превращаемые взрывами в груды камней, многие радовались этому, наивно полагая, что на этих руинах удастся построить иной, качественно лучший мир. Как горько было осознать, что это была страшная ошибка, как дорого пришлось за нее заплатить.

В разгар 1990-х, на пике распада всего и всея, на изгибе дороги под тихой, ситцевой Вереей, я увидела разрушенную церквушку. Она смотрела на дорогу грустными пустыми глазницами, поруганная многократно: мало того, что стены ее были практически разнесены, так еще и изнутри ее пытали огнем, и вырывавшееся наружу пламя расчертило ее когда-то белое «тело» широкими полосами сажи и копоти. Но, утопая по пояс в высоченном иван-чае, она все же была прекрасна.

Было горько осознавать, что никаких шансов на спасение у этого храма нет. Откуда в нищей провинции взять денег на восстановление? Я заглянула внутрь: сквозь дыру, оставшуюся после обрушения купола, светило солнце, цепляясь за листья проросших по краешку разлома березок. Эта церквушка осталась в памяти как символ и поруганной святыни, и стойкости: даже после пожара на ее стенах сохранились потускневшие и размытые временем и дождями следы стеновых фресок, упорно не желавшие исчезать.

Но через несколько лет, оказавшись там же, я с изумлением увидела, что храм возрожден. Он был прекрасен, и смотрел на дорогу сияющим своим ликом. Это было похоже на чудо. Да это оно и было!

Помню, тогда я думала о том, как удивительно мудро было выбрано когда-то места для этой церквушки. Она осеняла дорогу, так, как и вера осеняет путь человека, порой столь непростой. Увы, нас долго пытались приучить выстраивать его, ориентируясь на псевдоценности. Но потом, у последней черты, когда все нажитое человеком помещается не в руках его, а в душе и сердце, горьким случалось разочарование от прожитой напрасно, бездуховной жизни.

Знаменитая теория пассионарности Льва Гумилева подробно излагает основы философии обновления. По Гумилеву, общество способно к самоочищению, которое происходит непременно и порой будто вне желания и стремлений самого общества. И новое поколение, для многих такое непонятное и странное, на самом деле – это поколение обновления. Им приходится труднее, чем многим другим. Это они отвечают за ошибки, пусть и без желания, но совершенные их отцами в 90-е. Лихорадочно штопают дырки в образовании. Пытаются разобраться в условиях практически полной государственной безнадзорности, что есть истина, а что – лишь ее видимость. Это они восстанавливают храмы, на восстановление которых не было надежд, и строят свой мир и свою жизнь, возвращаясь к тем самым заповедям, на которых и должно было стоять человечество.

Вы скажете, это иллюзии. Нет. Это начало процесса, первые подвижки. И конкурс «Лето Господне» призван им помогать в этом. Благодаря ему в частности молодые умы задумываются над тем, не просто куда ведет их жизненная дорога, а куда они хотели бы прийти. Их путь – путь сомнений, терзаний, но если почитать их работы, ясно главное – это путь не бессмысленный, не пустой, а путь поиска, созидания и обретения духовности. Одно то, что они задумываются об этом – великое достижение и радость.

Возможно, среди участников конкурса есть будущие писатели. Возможно – их нет. И совершенно не принципиально, на самом деле, «техническим» или «гуманитарным» будет их путь, главное в другом. Они думают о том, как жить осмысленно и честно, они оживляют и наполняют светлым истинным смыслом слова, долгие годы его лишенные, благодаря им возродится понятие чести и достоинства. А ко всему прочему, человек, однажды доверившись бумаге, приобретает удивительную способность к самоанализу и еще более редкое качество – слушать себя и слышать других. А это открывает иные горизонты – самые дальние, широкие и привлекательные. Пусть к ним – перед каждым из молодых дарований открыт, благодаря конкурсу в том числе. Так вперед, к новым свершениям и поискам, начало которых – в тех работах, что перед вами. Ребята – в исходной точке непростого маршрута под названием жизнь, но они уже выбрали правильное направление. В добрый путь!

Ольга Кузьмина

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru