Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Христос с нами!

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Христос с нами! 21.04.2020

Митрополит Климент: Христос с нами!

Клонился к закату третий день после распятия Господа. Двое из апостолов все дальше уходили из Иерусалима. В их сердцах было только разочарование. Учителя распяли. Он, Который ходил по водам, умножал хлебы, воскресил четверодневного Лазаря, говорил о начале новой жизни внезапно подвергся страданиям и умер позорной смертью — на кресте. Апостолом казалось, что на этом все кончилось: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21).

Апостолы настолько были заняты этими размышлениями, что даже когда Сам Господь явился им на пути уже в обновленном преображенном теле, они не смогли узнать Его. «Глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), — говорится в Евангелии.

Иисус Христос шел с ними, беседовал, но сразу не открыл Себя. Почему Господь сразу не обрадовал учеников: смотрите, дорогие мои, это Я! Я — живой, воскресший, как и предвозвещал вам. Радуйтесь, ликуйте, кончилось всевластие смерти! Спаситель поступил иначе. Он принял вид путника, как бы даже не знающего, что произошло три дня назад в Иерусалиме, спросил, почему они так печальны.

Выслушав рассказ, исполненный горести и сомнений, Господь стал вразумлять опечаленных учеников, утешать их, объяснять слова пророчеств — «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Только в конце беседы через преломление хлеба Иисус Христос открыл Себя ученикам. Апостолы узнали Господа, а Он стал невидимым для них.

В великой радости, в необыкновенном духовном восторге, невзирая на непроглядную восточную ночь, они побежали обратно в город, чтобы как можно быстрее поделиться вестью: Христос воскрес! Он говорил с ними! Они видели Его своими глазами!

Беседуя с апостолами, Господь не только укрепил веру в учениках, подтвердил, что Он и есть Мессия, которого люди ждали на протяжении тысячелетий. Давайте обратим внимание на фразу: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). В этих словах — указание жизненного пути для каждого христианина. Сначала нас ожидает труд, страдание, восхождение на крест — у каждого человека он свой — и только потом радость в Царстве Небесном.

Труд этот всегда сопряжен с чем-то неприятным, мучительным. Причиной страданий могут быть внешние условия, когда человек оказывается в скорбных жизненных ситуациях, и, несмотря ни на что, не теряет веры в Бога и старается поступать по евангельским заповедям. Могут быть и причины внутреннего характера, когда человек видит свою погибающую, окаменевшую душу, вступает в борьбу со страстями, вросшими в его плоть и кровь, и чувствует непосильность этой борьбы.

Человек сначала трудится, а только потом получает результаты своего труда: из слов Господа мы понимаем, что это естественный порядок жизни. Сам Спаситель показал нам пример такой жизни. Он вошел в славу Свою не вдруг, призвав легион ангелов, а только через перенесение страданий. Потому и нам не стоит забывать, что спасение души всегда сопряжено с усилием воли на грани человеческих возможностей. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), — говорит Господь.

Даже в таком эпизоде, как беседа Христа с учениками на пути в Эммаус, мы видим, что вначале Спаситель предложил им потрудиться, вникнуть в те пророчества о Христе, которые были в Священном Писании, а только потом подарил им радость познания, что Он воскрес.

Завершился Великий пост. Для христианина истинный пост — всегда подвиг, в некотором роде страдание, ведь он связан с преодолением слабостей и ограничением собственных желаний. Начиная этот путь, мы не знали, что трудности будут усугублены внешними скорбями: разразившейся в мире пандемией коронавируса. Для многих особенным испытанием стала невозможность посещать храм, особенно в последние дни Великого поста. Это коснулось не только пожилых людей, но и тех, кто живет с ними в одной квартире: нужно было позаботиться о родных и не заразить их тяжелой болезнью.

Что же в итоге? Наступила Пасха Христова. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало…» Христос победил смерть! Мы ее не боимся. Христос Воскрес!

Святой Василий Великий говорил, что злом мы можем считать только одно — удаление от Бога, а все остальное, что с нами происходит: землетрясения, войны, эпидемии, катастрофы — это не зло в собственном смысле, потому что никак не влияет на наши отношения с Богом. События эти тяжелы для нас, но они — временное явление. Рано или поздно все это заканчивается.

На Пасху многие, кто желал в этот день быть в храме, вынуждены были остаться дома, и в совместной молитве со своими близкими прославили Воскресшего Христа. Просмотр пасхальной службы по телевизору не заменит храмовой молитвы. Однако на том, кто в силу чрезвычайной ситуации не смог быть на богослужении, греха нет. Факт, что в такой праздник пожилой человек или его близкие, заботящиеся о нем, не были в храме, нельзя рассматривать как зло, а вот если в жизни мы не пойдем за Христом, то за это дадим ответ.

Вспомним новомученников – они были заключены не в домах, а в тюрьмах, концлагерях, в ссылках, где речи не было о том, чтобы отпраздновать Пасху – все было запрещено. В тех жесточайших условиях даже общей молитвы нельзя было совершить, условия там были гораздо жестче наших, но, несмотря на то, что запрещались любые собрания, их христианский дух не был сломлен. Пребывая в немыслимо тяжелых обстоятельствах, святых мучеников и исповедников веры согревала та же идея, что и нас: Христос Воскрес! Смертью и воскресением Его зло побеждено. Все, что происходило вокруг них, они воспринимали не как крах жизни, беспросветную тьму, а как те обстоятельства, в которых ярче проявилась их способность любить Бога. Любить не только за Его дары, исцеления и чудеса, но и за посланные страдания. Как писал священноисповедник Роман (Медведь) из лагеря: «Кругом мрачно, но на душе у меня светло. В каких бы обстоятельствах ни находился, со мной Мой Единственный Сладчайший Христос». Новомученики в земной жизни много претерпели ради Господа, понесли скорби за исповедание своей веры, но несли крест свой с радостью, потому через это несение видели свою сопричастность подвигу Христову.

Нам стоит последовать их примеру: воспринимать нынешние ограничивающие обстоятельства как испытание, которое допущено Богом. Они не должны в нас погашать любви к Богу.

В святых людях всегда было живо ощущение пасхальной радости. Преподобный Серафим Саровский приветствовал приходящих к нему страдающих, недоумевающих, огорченных людей словами: «Радость моя, Христос воскрес!» Он говорил эти слова независимо от того, какое было время года. Почему? Потому что сам постоянно ощущал радость Воскресения Господня. Он не только разумом, но чувствами воспринимал эту радость. Она у него была всеобъемлющей, и он не страшился временных скорбей и лишений. И нам никто, кроме нас самих, не мешает жить так, чтобы прикоснуться к тому благодатному ощущению счастья, которое дарует Воскресший Христос. Он покроет все беды и нестроения, утрет наши слезы.

Нынешний Великий пост подарил нам бесценный духовный опыт, и мы должны усвоить, что важнее всего для нас не форма наших трудов, а их содержание. Ради Кого мы трудимся? Духовную радость приносит не сам поход в храм, освящение куличей или участие в общем ликовании, а встреча с воскресшим Христом.

В дни Святой Пасхи у человека, быть может, нет возможности быть на церковной службе, но всегда есть условия, чтобы помнить о Господе: оторваться от панических новостных лент, грустных раздумий о судьбах «больного мира». Святые дни дают нам возможность встряхнуться, прочесть пасхальный канон, поздравить с праздником близких, ради Христа сделать для них добрые дела, проявить свою любовь. Постараемся сделать что-нибудь полезное для души.

Кто весь пост усиленно работал над собой, тому стоит внимательным взором окинуть состояние своей души-кельи: может, что-то еще не убрано, не готово к приходу дорогого Гостя.

Кто не смог в дни поста исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, не надо грустить об этом, а как только появится первая возможность, стоит подготовиться к таинствам Исповеди и Причащения, прийти в храм и насладиться торжеством единения со Христом в Святой Евхаристии. Сам Господь говорил в притче, что даже тот, кто и позже других пришел потрудиться в виноградник, пусть не унывает, и ему будет плата наравне со всеми (см. Мф. 20:6—15).

Важно помнить, что все самое ценное обретается трудом. Об этом свидетельствует явление апостолам воскресшего Спасителя. Их вера во Христа не как в пророка, а как в Истинного Бога, тоже укреплялась через испытания (см. Лк. 24:13—34). Господь предупреждал об этом Своих учеников: «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:20—22)».

Мы, христиане, в жизни переносим горестные обстоятельства, тяжелые духовные испытания. Это немалый труд, но именно он предшествует вечной неописуемой радости в Царстве Небесном (1 Кор. 2:9). Господь являет это апостолам, идущим в Эммаус, представ в ином теле, которое уже не подчиняется земным законам (Лк. 24:31; Ин. 20:19). Согласно толкованию святых отцов, Спаситель показал ученикам, что после Своего воскресения Он имел тело уже воскресшей природы, неподвластной смерти.

Ободримся, и мы, кто еще унывает, потому что и нам будет дано подобное тело, если пребудем в Его любви к Богу, поэтому не будем воспринимать испытания со страхом, ведь с нами Воскресший Христос!

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru