Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Возьми крест свой 24.03.2020

Митрополит Климент: Возьми крест свой

Сейчас Великий пост, началась Крестопоклонная седмица, и мы вновь размышляем о значении слова «крестоношение». Как же его понимать? Как терпение всех скорбей и несчастий? Или возможно, это нечто большее – воспринимать горечь и трудности жизни как милость Божию? Или же от нас требуется особый подвиг – любые скорби принимать не только самоотверженно, но и с благодарностью Богу?

Многие люди связывают несение жизненного креста именно со скорбными обстоятельствами в жизни. У одних ребенок не хочет учиться и увлекается компьютерными играми, у других кто-то из семьи имеет пагубную зависимость, кому-то приходится ухаживать за тяжелобольными.

Порой человек в благополучии забывает о Боге, однако лишь только случается беда, он бежит в храм, молится, просит у Него помощи. В скорбных обстоятельствах житейская суета и бытовые проблемы отступают на второй план, и человек начинает ощущать зыбкость земного счастья, устремляется к духовному. Поэтому и крест мы связываем с печальными событиями в нашей жизни.

Безропотное и мужественное перенесение несчастий: утраты здоровья, близких, финансового благополучия может стать частью жизненного креста. Но им являются не только горестные жизненные обстоятельства. По словам православных подвижников, крест – это вся наша земная жизнь. Талантливые дети, например, тоже могут быть крестом. Ведь родителям приходится уделять им время, силы, здоровье: с ними надо ездить на конкурсы, фестивали, их необходимо готовить к выступлениям, возить на репетиции, тратить деньги на музыкальные инструменты, кисти и краски или спортивную экипировку. Концерт или соревнование – это трудоемкая подготовка, порой бессонные ночи для отцов и матерей.

Родитель полностью включен в эту систему, и порой, когда становится особенно тяжело, он скорбит: «Зачем мне все это? Жить бы спокойной тихой жизнью, расслабляться по вечерам и выходным. Надоело постоянно куда-то бежать, что-то предпринимать, участвовать, платить». Разве это не крест? Тоже крест! Другой человек, наоборот, горюет, что у него нет детей. «Был бы у меня ребенок, – думает он, – я бы все делал для него, ездил бы с ним в поездки, покупал бы любые вещи, заботился».

Другой пример: человека назначили на ответственную должность, которой он не желал, потому что понимал, с каким трудом, напряжением духовных и физических сил сопряжена эта работа. А коллега смотрит на него и думает: «Мне бы этот пост, вот тогда я бы развернулся!»

Подобный случай, например, был с преподобным Сергием Радонежским, который всему предпочитал уединение и затвор. Для него было настоящим подвигом возглавить монастырь. А его родной брат, напротив, хотел стать игуменом. И только Господь знал духовные силы каждого: как только преподобный Сергий уступил место брату и тайно ушел из обители, монастырь стал распадаться. Лишь после покаяния братии и возвращения преподобного обитель вновь стала процветать. Из стен ее вышли истинные молитвенники, подвижники, многие из которых были прославлены в лике святых. Они образовали монашеские общины в разных уголках нашей страны. Так кроткий, смиренный подвижник, который принял на себя крест настоятеля, стал игуменом всей Русской земли.

Подобных историй встречается в патериках и житиях святых немало. Того или иного монаха назначали на должность игумена, а он изо всех сил отказывался, потому что понимал, насколько велика перед Богом ответственность настоятеля за души монахов. Не всякий, осознавая ответственность, может вступить на такое высокое служение, а тем более испытывать при этом радость.

«У каждого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны, – говорили оптинские старцы, но при этом замечали – если бы не было скорбей, не было бы и святых».

Итак, крест – это вся жизнь человека в совокупности светлых и печальных моментов. Легче будет переносить горести, если мы научимся благодарить Бога за все, что Он посылает нам на жизненном пути. Таким людям Господь особенно подает благодать и помощь, укрепляя их в испытаниях. Потихоньку, по мере сил надо стараться каждый день, а не только в Крестопоклонную неделю, настраивать себя на это. Ведь принимаем же мы с готовностью горькие таблетки, потому что понимаем: без них не излечить тело. Скорби – такие же таблетки. Видно, без них нам не исцелиться от страстей, гнездящихся в душе.

Радости – это утешение для человека, особые витаминки, которые поддерживают на жизненном пути, подбадривают нас. Однако нам известны и высокие примеры осторожного отношения к благополучию, состоянию полного удовлетворения. Есть известная притча о том, как женщина плакала в храме у Распятия Господня. Когда священник спросил, какое горе ее мучит, она ответила: «Отче, я плачу оттого, что ни одно несчастье давно не омрачало мою жизнь. Видимо, я чем-то огорчила Бога». Почему она печалилась? В скорби человек особенно отчетливо ощущает рядом присутствие Господа и Его благодать. Как написано в благодарственном акафисте «Слава Богу за все!», душа человека в такие минуты отрезвляется «от угара страстей». Она начинает дышать желанным для нее кислородом вечности.

Самое интересное, что эта история из притчи многократно повторяется в жизни. Например, я знаю священника, к которому однажды подошел сильно обеспокоенный мужчина и сказал: «Батюшка, все плохо! Бог нас оставил». – «Почему же ты так решил?» – «Так как же, никто ведь не болеет, дом полная чаша, все устроены – дети, внуки!». Любой другой на месте этого человека думал бы: «Чего еще желать? Только жить да радоваться», а он переживает, что не возрастает духовно, ведь через преодоление трудностей человек совершенствуется. Спортсмен не сможет совершенствовать свое мастерство, если у него не будет нагрузки. Так и в духовной жизни – безропотное преодоление скорбей служит духовному росту.

Понять такую печаль может лишь тот, кто на своем жизненном опыте убедился, что без скорбей душа незаметно теряет чувство присутствия Божия. Человеку начинает казаться, что он сам кузнец своего счастья. Опасное состояние! И потому один священник, заканчивая богослужение, желал прихожанам: «Братья и сестры, побольше вам скорбей да болезней», и паства понимала, что он имеет в виду. Если же священнослужитель видел в храме людей незнакомых, он всегда давал пояснение о том, что скорбями мы спасаемся. Они помогают человеку трезво, без призрачной дымки гордости взглянуть на свою жизнь.

Конечно, не все поймут, как можно желать себе неприятностей. Повторю, что без благодатного опыта переживания скорбей это пожелание трудно воспринять, но лишь через несчастья, опыт болезней, потерь человек видит свою немощь. Только благодаря жизненным испытаниям он начинает понимать, что не является властелином и хозяином своей жизни, как это ему представлялось.

Трудности, которые вдруг налетают, дают человеку понять, что он в этом мире не один. Есть Бог, Который печется о нем. Есть другие люди, которых надо потерпеть, проявить к ним сострадание, участие. Наконец, если мы правильно смотрим на горестные обстоятельства, то учимся видеть в них вспомогательное средство для борьбы с греховными привычками.

Жизненный крест несет каждый христианин, но, как написано в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова), одни напоминают разбойника, который был распят с Господом и хулил Его, другие понимают, что скорби даны для очищения от грехов: лучше потерпеть на земле, во временной жизни, чем в вечности страдать из-за нечестивого поступка. Подобно благоразумному разбойнику, они говорят, что терпят «справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23, 41), и просят Иисуса Христа о спасении. Именно такие люди могут надеяться на ответные слова Господа: «Истинно говорю тебе... будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Отвечая на вопрос, что такое крестоношение, можно сказать, что это и терпение всех скорбей, и понимание, что они даны нам как благо, и благодарение за милосердие Божие, явленное нам в этих испытаниях.

У каждого человека есть свой жизненный крест – такой, какой он сможет понести. И одно для всех общее, данное человеку крестоношение – это путь к духовному бессмертию. «Крест так сросся с христианином, что, где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина», – пишет святитель Феофан Затворник и продолжает: «Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай».

Время Великого поста, которое дано человеку для покаяния и духовного подвига, летит очень быстро. Однако еще не поздно «перетряхнуть» свои жизненные ценности и для начала поставить небольшую задачу: почаще, по совету святителя Игнатия (Брянчанинова), повторять простую молитву: «Слава Богу за все!», и усиливать ее именно тогда, когда случаются очередные трудности. Надо раз за разом учиться встречать их не с унынием или страхом, а во всеоружии молитвы.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru