Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Земной путь и наша вечная участь

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Земной путь и наша вечная участь 04.02.2020

Митрополит Климент: Земной путь и наша вечная участь

Земная жизнь временная. Каждый человек завершает свой земной путь, и вступает в вечность. В старину в селах и небольших городах всем селом или улицей провожали почившего до храма, а после отпевания шли на кладбище. Отпевание как бы подытоживает земную жизнь человека. Сейчас в храм почти не приносят почивших, отпевают заочно или прямо в морге. Печально! Но это вытекает из самой жизни почившего, будучи на земле он сам не задумывался о Боге.

А если посмотреть, кто окружает умершего в день погребения, то по пришедшим людям можно составить портрет его и даже отчасти понять, к чему он стремился на земле. Порой проводить в последний путь близкого человека приезжают дети, внуки, племянники, десятки близких друзей и еще больше давних знакомых, безутешно плачет супруг или супруга.

В какие-то дни на отпевании встречаешь женщин в строгих платьях с пышными букетами, мужчин в дорогих костюмах. Все они — коллеги по работе, а из родных приходит, например, только единственный сын.

Можно увидеть и картину, от которой щемит сердце. Перед гробом на лавке сидят лишь два дряхлых старика, муж и жена, и тихо плачут о сыне или дочери, к которым никто не пришел проститься.

Невольно возникает вопрос: можно ли повлиять на грядущие события, чтобы после смерти нас поддерживали молитвы живых?

Все происходит по воле Божией. В первую очередь, нам самим необходимо просить у Господа о непостыдной христианской кончине, ведь, как сказал Спаситель, если люди, будучи злы, умеют делать добро детям своим, то тем более Отец Небесный дает благо просящим у Него (см. Мф. 7:11).

Кроме того, стоит помнить евангельские слова: как человек хочет, чтобы поступали с ним, так и ему необходимо вести себя с другими (см. Мф. 7:12). Если мы регулярно молимся за своих близких, то появляется надежда, что и нас впоследствии помянут родные и знакомые.

Почему порой на отпевании практически нет людей? Первыми приходят проститься с человеком его дети и внуки. Одна из проблем нескольких последних поколений — это маленькие семьи. Часто супруги растят одного ребенка, двух детей — не больше. В результате у человека остается очень мало близких родственников, потому и помянуть его некому.

В большой семье сыновья и дочери могут разделить скорбь друг друга: вспомнить самое лучшее о покойных родителях, вместе о них помолиться. Особенно на это могут рассчитывать отцы и матери, которые с ранних лет приучали детей ходить в храм, записывать имена родственников для поминовения на Литургии, творить в память о них милостыню.

Сохранение сердечных отношений с окружающими помогает оставить о себе добрую память. Ссоры подчас полностью обрывают связи даже между самыми близкими родственниками. Колкие фразы иногда не забываются и после смерти обидчика. В то же время неконфликтный, миролюбивый человек заслуживает после смерти таких слов: «Ни одного грубого слова от него не слышали, добрый был. Упокой, Господи, его душу!»

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «бесчисленное множество людей» молятся «за тех, которые прославили себя милосердием». Способов сотворить милостыню множество: оказать помощь нищим, поддержать тяжелобольных, пожертвовать средства на восстановление храма или монастыря.

В Сербии в XII веке — времени правления Стефана Немани — появилась добрая традиция. Благочестивые правители строили церковь или монастырь, в которых их поминали, пока этот храм или монастырь существовал. Назывались они «задужбинами» от словосочетания «за душу», то есть, пожертвование во спасение души. Такими монашескими обителями были Студеница, Сопочаны, Грачаница, которые сегодня входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня любой человек может подать милостыню на храм, участвовать в его строительстве и попросить, чтобы о нем помолились.

Часто при монастырях занимаются социальным служением: помогают тяжелобольным, проводят уроки с детьми-инвалидами, воспитывают сирот. Можно оказать помощь таким центрам и другим благотворительным организациям.

Как подсказывает опыт, часто поминают тех людей, которые превратили собственную жизнь в служение.

В июне 1961 года умер святитель Лука Крымский — архиепископ, ученый, хирург, спасший от смерти тысячи людей. Власти хотели, чтобы о его похоронах никто не узнал, решили везти тело на кладбище объездным путем. Случилось неожиданное: люди, узнавшие о смерти любимого Владыки, хлынули потоком к машине, обступили ее. Выехать из центра так и не удалось: люди закрыли путь собой. На требования уйти, говорили, что хоронят своего архиепископа… Так с пением «Трисвятого» несколько часов горожане провожали святителя до места погребения.

Когда мы окончим земной путь, важное, что может повлиять на нашу вечную участь — это молитва живых. Чем больше человек совершает дел милосердия и помогает ближним, тем ярче в его сердце сияет надежда, что люди вспомнят о нем добрым словом и помолятся.

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru