Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Мой мир у меня отняли, а вдруг уже не вернут?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Мой мир у меня отняли, а вдруг уже не вернут? 24.12.2019

Митрополит Климент: Мой мир у меня отняли, а вдруг уже не вернут?

Завершился заочный этап VI сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Когда мероприятие проходит уже не первый год, всегда стремишься понять, что достигнуто, подвести некоторые итоги. Сейчас я хочу вспомнить прошедший сезон, и отметить, что одним из его основных результатов является то, что среди его участников есть такие молодые люди, которые несмотря на свой юный возраст, находят доступ к сердцу читателя.

Умение затрагивать человеческие чувства, влиять на эмоцию — это характерная черта, которая отличает графомана от писателя, а слагателя стихов от истинного поэта. По-настоящему сильное произведение предполагает гармонию, единство формы и содержания. Наши юные авторы справились с этой трудной задачей.

Как жить людям, мир которых уничтожили? Человек, привыкший потакать собственным желаниям, не задумывается о том, что порой благополучная жизнь прекращается внезапно. Детский смех в одночасье сменяется неутешным плачем матерей, комфорт и материальные блага — неустроенностью и нищетой, беспечность — постоянным страхом смерти. Об этом «Три ангела Донбасса» конкурсантки Алены Воронцовой:

… Я до войны был маленьким,

Теперь же совсем большой.

Мама на кухне, я в спаленке,

Так тихо и хорошо!

А небо сегодня хмурое,

Который уж день подряд.

Затишье сменялось бурею,

И подло летел снаряд…

И меркнет весь свет в развалинах,

Болезненно громкий звон.

Ни кухни теперь, ни спаленки.

В акафисте Святому Духу счастье земное сравнивается с Вавилонской башней. Оно кажется долговечным и монументальным, однако весь материальный мир подвержен разрушению. Трагические события заставляют задуматься о душе и ее посмертной участи даже ребенка:

…Меня мама звала котёночком.

И улыбка любви полна.

Я не знала, как время дорого,

С того дня, как пришла война.

Я оставлю здесь куклу, бантики,

Даже книг не возьму с собой,

Не промчусь на большом кораблике

Или взлётною полосой.

Я останусь весенним солнышком,

Что играет в стекле витрин.

По пронзительности с этим стихотворением может сравниться очерк «Кубанская Хатынь» Анны Челюкановой. Конкурсантка описывает судьбу двадцатисемилетней учительницы Нины Викторовны, которая пыталась защитить своих учеников от расстрела. «Ее поступком восхитились даже немцы, но устрашились полицаи. С особой жестокостью они расправятся с молодой учительницей. Нину оттащили от группы учеников и поставили на пригорок, чтобы та со стороны смотрела на казнь детей. А чтобы она не металась, ей прострелят руки и ноги. Обезумевшая женщина не могла больше двигаться, держать ребенка… У нее на глазах добивали ее малышей. Схватив Вову за шиворот, полицай оторвал его от матери и приподнял над землей, а второй прошил автоматной очередью. До последнего вздоха она вела себя мужественно. От пули загорелось одеялко на ребенке, и она, раненая, лежа на краю ямы, пыталась его потушить…».

Тяжело осознавать, что до сих пор находятся могилы неизвестных солдат, погибших в сороковые годы, снаряды, боевые укрепления. Несмотря на это, войны вспыхивают вновь. Как перекликается рассказ Анны Челюкановой о событиях почти семидесятипятилетней давности со строками о трагедии в Донбассе:

Разрывы сильнее стали,

Я вру, что не страшно тут,

Мой мир у меня отняли,

А вдруг уже не вернут?

Не только ребенок, но и взрослые люди задаются вопросом: «Есть ли что-то надежное и неизменное, на что можно было бы опереться человеку? Где найти утешение исстрадавшейся душе, бесконечную любовь, радость, которую не разрушить?» И Священное Писание многим, ищущим истины, открывает ответ: «Вечен Бог». Верующему в Иисуса Христа даже сама смерть не может причинить горя. Она — переход к блаженной жизни в Небесном Царстве, где ни моль не истребляет, и воры не подкапывают (см. Мф. 6:19).

Неужели для того, чтобы человек, наконец, подумал о вечной жизни, необходимо бедствие, и его не избежать? В Ветхом Завете упоминается о жителях Ниневии. По пророчеству беззаконники должны были погибнуть, но они одумались, раскаялись и молили Бога о помиловании. Милосердный Творец, несмотря на их предшествующие беззакония, отвел несчастие.

Следовательно, даже простой человек может повлиять на мир в своей стране, если он пересмотрит собственную жизнь, обратится к Богу и будет просить Его: «Прииди, даруя дух покаяния, да отвратятся тем грядущия на мир беды!»

Вопросы, поднятые юными литераторами, особо актуальны. Стремительно уходит в историю еще один год, и начинается двадцатый год XXI века. О чем это нам говорит? Это напоминает нам о краткости и временности нашей земной жизни. А что нас ждет в будущем?

Я благодарю этих двух юных участниц конкурса, что подняли такие глубокие, непростые темы. Они сделали важное дело, и нам взрослым надо задуматься.

 

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru