Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Почему православие так называется? 17.12.2019

Митрополит Климент: Почему православие так называется?

Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Но почему наша Церковь называется православной? Неужели этим мы обязаны русскому народу?

Многие верующие люди утверждают, что до того, как католики откололись от Церкви, православия не существовало. О неверности таких высказываний говорил протопресвитер Михаил Помазанский, богослов, преподаватель Калужской духовной семинарии с 1913 по 1916 год.

С первых веков своего существования Церковь Христова вынуждена была защищать Истину, полученную от Христа, постоянно ведя борьбу с лжеучениями. На необходимость правильного исповедания веры указывали еще апостолы (2 Тим. 2, 15). Понятие православие вошло в употребление в период борьбы с арианской ересью, так что с историей Русского государства это наименование не связано. Многие святые отцы первых веков христианства использовали этот термин. Например, Григорий Богослов в шестом Слове пишет о «страждущем православии».

Повсеместно термин распространился в период иконоборчества, когда необходимо было отстаивать иконопочитание. И после Собора 843 года, когда иконопочитание было восстановлено, в честь победы над ересями был установлен праздник Торжество Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.

Когда в середине XI века произошел раскол в Церкви, понятия православие и кафоличность, то есть соборность, сохранились. Только западные христиане считали более важным второе из них, и поэтому за ними закрепилось название католики, а восточные христиане приоритет отдали хранению и защите истиной веры – православию, и стали называться православными. «На деле оправдала Церковь исповедание, на его хоругви начертанное: «Православие»», — отмечает протопресвитер Михаил.

Учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви утверждено на семи Вселенских Соборах, а основные догматы отражены в Символе веры. От подлинности вероучения напрямую зависит будущая вечная участь христиан, поэтому оно бережно охраняется и защищается Церковью.

Люди, исповедующие Христа иными способами, не являются православными. Уклонение от Истины – это путь, уводящий от Христа, следование за Христом – это путь приобщения к Истине. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Но хранение Истины всегда сопровождается трудностями, и человек, идущий путем Христовым, всегда подвергается унижению, мучениям и самой смерти (Евр. 11, 36–38).

В то же время, как отмечает митрополит Иерофей (Влахос), православие означает правильное прославление Бога. Оно выражается, с одной стороны, в чтении Священного Писания, молитве, посещении богослужений, в участии в Таинствах, которые являются центром христианской жизни, а с другой стороны, в личной жизни христианина – его поступках, мыслях и словах, отношении к окружающему миру. Православие – это особый образ жизни человека, когда он сердцем, чувствами и разумом устремлен к Богу. Не только в храме или дома на молитве, но и в своей семье, на работе, или просто встречая людей на улице, он видит в них образ Божий и стремится поступать по любви.

Нельзя быть православным вне Церкви. Она есть Тело Христово и объединяет в Себе ныне живущих и умерших христиан, которые пребывали в Истине и любви и были причастны Таинствам церковным. Святитель Иоанн Златоуст приводил такое сравнение: если отломить от дерева ветку – она засохнет, отсечь от источника света луч – он перестанет существовать, отделить от истока ручей – и он постепенно исчезнет. То же самое происходит с людьми, считающими себя христианами, но находящимися вне Церкви – хранительницы Истины. По слову апостола Павла, верующие в Господа составляют единое Тело Церкви, а Ее Глава – Спаситель (Рим. 12, 5). Следовательно, те, кто отрицает учение, хранимое Церковью, отвергают Самого Сына Божия и становятся подобными язычникам и мытарям (Мф. 19, 17).

Господь призывает искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), и эта заповедь стала основой существования Православной Церкви. Защищая веру, просияли в ней многие святые, в том числе и участник I Вселенского Собора святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, память которого мы будем отмечать 19 декабря. Своей жизнью он показал нам пример стояния в Истине, обличив Ария. И мы должны помнить: чтобы быть православным, надо держаться Православной Церкви, потому что только в Ней, как в ноевом Ковчеге, мы можем найти спасение.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru