Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Истинные философы 02.08.2019

Истинные философы

Истории из часовни старца Симеона

Мудрого человека можно назвать философом. Вот только людей, о которых я хочу рассказать, так называть не стоит. Хотя бы потому, что они обладают особой мудростью – не той, что присуща знатокам «Феноменологии духа» и «Критики чистого разума». Они не знают этих великих мыслителей. Их мудрость определяется умением различать духов и иметь чистые разум и сердце. Если бы их вдруг назвали философами, они бы очень удивились. Это простые, далеко не книжные, верующие люди. Многие из них – духовные чада схиархимандрита Симеона (Нестеренко). Я часто беседую с ними возле часовни Симеона Столпника, где похоронен их духовный отец, и слышу поразительные истории о том, как люди приходят к вере, как получают скорую помощь при молитвенном обращении к отцу Симеону, и о том, как он деликатно раскрывал тонкости духовной жизни – те, которых не видит загрубевшая в материальном мире душа.
В моей молодости подобные беседы были совершенно невозможны. Верующие в основном были старушки, и хотя они ходили в церковь, не страшась преследования властей, но никаких бесед о вере не вели.
А мои сверстники говорили исключительно о том, на какую пойдут танцплощадку, с какой девушкой проведут вечер и в какое кафе или ресторан пойдут те, у кого завелись несколько рублей. А вот о вере и духовных проблемах в обычных молодежных компаниях разговоров на юге не вели. На севере те, кто вели, оказывались либо за решеткой, либо переставали быть студентами. Мы знали о том, что в Москве посадили Александра Огородникова, в Питере – Василия Пореша; философа Татьяну Горичеву, писательницу Юлию Вознесенскую и Татьяну Мамонову выслали из России. Они собирались на частных квартирах и говорили о Боге. Горичева с поэтом Кривулиным издавали журнал «37» с богословскими статьями. Все это было опасно и строго наказуемо.
Так почему же на русском юге не было того, что было на севере? Дело, наверно, не в жаре. В Греции еще жарче, но она подарила миру вон каких философов! Платон и Аристотель были не только непревзойденными мудрецами, но еще и язык дали богословию. И в не менее жаркой Грузии в 1970-е годы философствовал не один только знаменитый Мераб Мамардашвили, пытаясь постичь конечный смысл мироздания и истории. Об этом рассуждали многие мои знакомые: художники, поэты, врачи, ученые. Вся мощь интеллекта этих людей была направлена на избавление от пут вульгарного материализма. Поиски велись в области духа, а вот духов различать умели не все.
Повальным было увлечение всякими мистическими учениями (особенно антропософией). Я был свидетелем интереснейших бесед иеромонаха Рафаила (Карелина) с одним из главных в ту пору антропософов. Сейчас отец Рафаил – архимандрит, известный богослов и церковный публицист, а его тогдашний оппонент Святослав Гогоберишвили – христианин и очень хороший гомеопат, к которому обращается пол-Грузии. Эти беседы тихого иеромонаха и бурно кипящего громогласного антропософа надолго запомнились и оказались для меня, только начинавшего воцерковляться, очень полезными.
Тогда я и не представлял, что когда-нибудь смогу в Сочи быть свидетелем поиска местными жителями истины и, как выражается один из местных церковных активистов, «разговоров за Божественное». И вот, свершилось. Слава Богу, без бурных споров. Мои знакомые сочинские православные благополучно избежали ловушек высокоинтеллектуального умствования. Разномыслие, конечно, имеется, но оно не из области отвлеченных идей. Верующих людей, как и по всей России, волнуют проблемы духовного осмысления того, что происходит в Церкви, нашей стране и в остальном мире. Многие не знают, как относиться к явным признакам приближающегося конца света. Но, к счастью, большинство народа крепко усвоило слова Господа о том, что не надо ни страшиться, ни убояться, и что сему надлежит быть. А ведь несколько лет назад очень многие спрашивали меня, не знаю ли я какой-нибудь монастырь со старцем, куда бы можно было убежать из Сочи. Почти все говорят одно и то же: «Мы-то ладно, а вот за детей и внуков страшно». Но главное, они знают, как побеждается этот страх, и что любящим Бога и исполняющим Его заповеди Господь поможет. Поэтому при первой возможности спешат в храм. Слава Богу, теперь есть куда спешить. Если до перестроечной поры на всем побережье от Туапсе до границы с Абхазией был лишь один храм Архистратига Божьего Михаила, то теперь на том же пространстве – около 30 церквей и два монастыря. 19 из них спроектировал сочинский архитектор Федор Афуксиниди – автор 52 проектов. Церкви этого архитектора стоят в Краснодарском крае, Орловской области, Магадане, Южной Осетии и Черногории.
Как только появились в Сочи храмы, сразу же изменилась жизнь – и интеллектуальная, и духовная. Если философия – это любовь к мудрости, то мудрость, обретенная через постижение основ православного вероучения и исполнение Божиих заповедей, – сверхмудрость. Смею утверждать, что мудрых людей среди моих церковных знакомых немало. Одна женщина, получившая два высших образования, говорит: «До воцерковления я была абсолютной дурой. Что проку от знания мировой литературы и философии, если не знаешь, для чего живешь и что тебя ждет после смерти! Я и к пониманию сути брака пришла, прожив с мужем 20 лет, благодаря вере. Прежде не было и дня, чтобы с мужем не поругалась, а теперь живем как голубки».
Могила старца Симеона Я никоим образом не собираюсь утверждать, что литература и философия не нужны современному человеку. Я лишь категорически против той литературы и философских умствований, которые надмевают человека, заражают его гордыней и уводят от Бога. Имея возможность полвека наблюдать за судьбами моих знакомых, я убедился в том, что, по слову Экклезиаста, многие знания не только умножают скорбь, но еще и изрядно мешают обретению веры. Особенно это касается филологов и историков, изучающих биографии писателей и политических деятелей, живших далеко не благочестиво. Содержание писем одного писателя другому редко способствует получению знаний о самом главном. Мои друзья – физики и биологи, напротив, углубляясь в изучение своих наук, очень скоро стали верующими. Правда, есть среди моих знакомых гуманитариев несколько выпускников университета, которые не только уверовали, но даже стали священниками. Но я с прискорбием замечаю, как трудно им перестать смотреть свысока на людей некнижных. Они не верят в святость блаженных и юродивых и уверены в том, что «люди малообразованные делают Церковь примитивной». Поскольку у меня есть возможность общаться с людьми очень образованными и не очень, я вижу, что Церковь все же живет не образованностью, а Духом Святым. И такие дары, как доброта, открытость, готовность прийти на помощь, чаще встречаются у простых людей, а не у тех, кто гордится знанием Гегелевской «Феноменологии духа» или Кантовской «Критики чистого разума». Это мой личный опыт. Уверен, что у многих он совершенно иной. И вообще, рассуждать о том, какие люди лучше, все равно что спрашивать: «Какой город партикулярнее: Казань или Рязань?» Мои размышления – это не панегирик отсутствию культуры, а, скорее, похвальное слово тем, кто возвращает культуру туда, откуда она вышла – к культу. Свет Христов поистине просвещает всех!
И вот таких, просвещенных Светом Христовым, людей я часто встречаю в часовне, где погребен отец Симеон. Вот уже 4 года я собираю свидетельства его святости. В часовне часто служат панихиды приезжающие отовсюду священники. После панихид сестры, ухаживающие за могилой старца, предлагают приезжим богомольцам чай и кофе. За столом, стоящим рядом с часовней, во время чаепития и происходят упомянутые интересные беседы. В течение одного дня можно услышать важные советы священника, очередной рассказ о молитвенной помощи батюшки Симеона, какую-нибудь рассказанную с юмором веселую историю. Но это особый юмор. При всей комичности положений, о людях, попавших в них, говорят с любовью. И эти истории имеют прямое отношение к главному: вопросу о том, как спасти душу.

«Жить в мире как рыба в море»

Одна местная прихожанка обращается к иеромонаху, приехавшему из Воронежской епархии:
– Батюшка, как жить в мире? Соблазны, пропаганда разврата и всяческой бесовщины. Говорят, у нас 80% православных, а на городском пасхальном крестном ходе было меньше тысячи человек. Зато на карнавальном шествии по случаю открытия курортного сезона – чуть ли не миллион. Весь курортный проспект – в масках, с игрушками и хлопушками, многие с татуировками – несколько километров во много рядов. Визжат, грохот вместо музыки. Им весело. Что у людей в душах? Почему так возлюбили все отвратительное? Как жить в таком мире?
Иеромонах вздыхает и тихо говорит:
– Нужно жить в мире как рыба в море.
– Ждать, когда тебя акула съест?
– Нет. Жить независимо от среды. В море вода соленая, а рыба не просаливается. Нужно и нам не обращать внимания на то, что навязывает свет, не пропитываться всякой дрянью…
– Ой, как это трудно. Господь говорит: нужно возлюбить ближнего, а мне современных людей любить сложно. Некоторых жалко, а на тех, у кого сатанинские наколки, не могу смотреть. Как же мне возлюбить, когда не любится? Хочется убежать подальше и ничего не видеть. Покоя хочется.
– А вы думаете, легко было нашим дедам любить соседей-стукачей, тех, кто раскулачивал, мучил в лагерях, расстреливал? Сейчас время благодатное. Храмы открыты. Ходи. Молись. Нужно не на других смотреть, а самим уклоняться от зла и возлюбить благо. Постоянно творить дела любви, и тогда Господь вложит в сердце любовь. Как не раздражаться в обезумевшем мире? Мир болен. Все больны. Нужно постоянно молиться, а не мечтать о покое в безумном мире. Покой – это награда за исполнение заповедей. Испытывайте свое сердце. Чаще исповедайтесь, причащайтесь, живите по заповедям. Другого способа нет.
– Я стараюсь, но плохо получается. Душа все время ноет. Так все в ней разбросано.
– А вы собирайте, что разбросали. Постоянно. Без поблажек. Не жалейте себя. Духовный труд не знает выходных.
– Да я не пропускаю воскресных служб, а сама думаю: «Что проку от моих молитв. Все время рассеянна. То одно вспомню, то о другом подумаю. Кому нужен мой комариный писк?!»
– Нужен. Ваша молитва и молитвы тех, кто стоит справа и слева от вас, сливаются в вечности. Вы плохо молитесь, а стоящие рядом с вами – хорошо. Поэтому так важна именно церковная молитва. Мы все составляем единое тело Христово.
– Сказано, что кто помолится с верой, может и гору сдвинуть, а я своей молитвой и чашку с чаем не сдвину.
– Оставьте и чашку, и гору в покое. Сдвигайте собственное сердце.

«Какое твое дело?! Мы ругаемся по-русски»

Недавно мне рассказали о том, как пожилая армянка, торговавшая зеленью на рынке, после того как несколько раз посидела рядом с отцом Симеоном и послушала его советы, крепко уверовала и решила не только покончить с собственными грехами, но и начать бороться с грехами тех, с кем работала. Начала она с борьбы со сквернословием. Стала вразумлять своих соотечественников:
– Побойтесь Бога. Перестаньте ругаться матом. Это страшный грех.
Ей отвечали:
– Какое твое дело, ведь мы ругаемся по-русски.
На что эта неграмотная женщина заявила:
– Так это еще хуже. Ваш мат слышат русские дети и женщины. Что они об армянах подумают?!
– Тебе больше всех надо? Что ты, армянка, русских попов слушаешь!
– Я слушаю и буду слушать священников истинной веры. А вера выше всякой национальности.
«Праотцы в 180 женились»
Одна из духовных чад вспоминает о том, как к отцу Симеону пришел молодой человек с жалобой на трудные отношения с женой.
– А сколько тебе лет? – спросил батюшка.
– Восемнадцать.
– Такой молодой женился. Надо было подождать, жизненного опыта набраться. Праотцы в 180 женились. Правда, и жили по 900 лет.

Боженьку видел

Во время «чаепития с беседами» каких только историй не услышишь. Почти каждая – сюжет для рассказа, а то и повести.
Мария, постоянно ухаживающая за могилой старца, рассказала о том, как она устала наблюдать за капризами непослушного соседского пятилетнего мальчишки и упросила родителей позволить взять его с собой в церковь. После Причастия он сел на скамейку возле храма и сразу же уснул. Священник несколько раз проходил мимо него и умиленно произносил: «Какой хороший мальчик». Знал бы он, какой это был шалун и капризуля! Через год этот мальчик сказал матери: «Я тогда, когда причастился, Боженьку видел». Мать подумала, что он шутит: «Ну, и какой Он?»
– Он как много-много солнышков.

«Не от метеорита погибнем, а от оскудения любви»

Игумен Крестовской пустыни (что в Салох-ауле) Лев часто приезжает в часовню и служит панихиды. К нему обращаются с самыми разными нуждами. Отец Лев с сокрушением говорит:
– К великому сожалению, мало людей знают, что такое Церковь. Пользуются слухами и сплетнями из Интернета. Приезжают в монастырь и задают дикие вопросы: «А правда, что из мужского монастыря есть подземный ход в женский?» Я отвечаю: «Правда. И электрички по нему ходят каждые полчаса».
На рассказы об очередных страшилках из телевизора и о страшных признаках конца света он говорит:
– Не от метеорита погибнем, а от оскудения любви. Ничего не бойтесь. Ходите чаще в храм. Причащайтесь и уповайте на Господа. И будет у вас правильный ракурс видения того, что происходит. И метеорит мимо пролетит, и цунами, и смерч, и «рана не приближится телесе твоему», и «тьма одесную тебя падет», а ты «на аспида и василиска наступиши», и ничегошеньки тебе не будет (ср. Пс. 90, 10–13).
Словами отца Льва я и закончу рассказ о мудрых людях, подвизающихся нынче на Черноморском побережье, и присоединюсь к евангельскому мудрому совету: «Не устрашитесь и не убойтесь»…

Александр Богатырев. Православие.RU

Александр Богатырев – писатель, номинант Патриаршей литературной премии








Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru