Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Чтить подвиг новомучеников

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Чтить подвиг новомучеников 02.06.2019

Митрополит Климент: Чтить подвиг новомучеников

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Подвиг новомучеников Российских ХХ века», прошедшей в Астрахани.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Никон, дорогие участники Конференции.
Сегодня нередко приходится слышать жалобы на экономические трудности, на разобщенность и безнравственность в обществе. Многие сожалеют о прежних временах, об определенном пакете социальных гарантий, бесплатной медицине и доступном образовании. Но нам дано жить в другое время, а значит, в этом есть Божий Промысл о нас, есть Божий план, который так же спасителен и важен для последующих поколений, как был важен и спасителен для нас подвиг исповедников и новомучеников Церкви Русской.
Им довелось жить во времена господства марксистско-ленинской идеологии, которая отрицает духовное начало бытия, в государстве, которое стремилось физически уничтожить Церковь, в обществе, где верующий человек был изгоем.
Большинство новомучеников пострадали в первой половине XX в., проявив стойкость и непоколебимость в вере во время коренной смены жизненных установок людей, всеобщего расцерковления, когда христианскую мораль заменила классовая ненависть, и ею оправдывались любые злодеяния. Брат шел на брата, сын предавал отца, святыни подвергались поруганию.
Верующих людей преследовали за их убеждения, за то, что они считали, что мир не самобытен, а у него есть Творец. На них клеветали, несправедливо обвиняли, пытали, заставляя уступить духу времени, отказаться от веры во Христа ради земного благополучия, ради сохранения временной жизни. Их пытались уничтожить и физически, и морально: не только убить тело, но и стереть добрую память о них, представляя их злоумышленниками, врагами своего народа, контрреволюционерами.
Например, настоятель храма Рождества Христова в с. Рождество-на-Шани священник Василий Волков был арестован в ноябре 1918 г. как заложник во время народных возмущений против действий новой власти в Медынском районе Калужской области. Вскоре, 14 ноября, он был расстрелян без суда и следствия. По архивным документам удалось проследить, как при передаче донесения об этой расправе из уездного центра до губернской власти ни в чем не виновный священник на бумаге был превращен в участника контрреволюционных выступлений. Так был очернен тот, кто честно совершал свое служение, разделял трудности своей паствы и утешал ее в трудные минуты.
В таких условиях, когда было крайне трудно проявлять мирный дух евангельской любви к своим единомышленникам по вере, новомученики и исповедники, продолжая жить жизнью во Христе, молились за своих гонителей, и даже за палачей. Приведу известный случай. Священномученик Владимир, митрополит Киевский не только простил, но и благословил своих убийц.
Новомученники не только жизнью, но и смертью своей доказали, что во Христе они победили смерть, победили силу зла. Их подвиг велик, хотя он не был громким, и даже скорее он был тихим и незаметным.
Вспоминаю настоятеля храма в селе Карамышево Дзержинского района Калужской области – священника Иоанна Мещерского. Находясь в тюремных застенках, он говорил крайне мало, чтобы не дать следователям повода для обвинения других. С его слов в протоколе допроса записано: «Бывал в приходе, исполнял исключительно требы, и с крестьянами о советской власти не разговаривал. Больше добавить ничего не имею». Среди его прихожан не нашлось ни одного, кто захотел бы сотрудничать со следствием, чтобы оговорить священника. Несмотря на отсутствие обвинений, отец Иоанн Мещерский был приговорен к 3 годам концлагеря и отправлен в Свирлаг, откуда не вернулся.
Приведу еще один пример. Староста Николо-Козинского храма города Калуги Пелагея Петровна Алексеева, когда закрыли их храм, поехала в Москву к М.И. Калинину с прошением об его открытии. В организации обращения принял участие и архиепископ Калужский священномученик Августин (Беляев). Просьба была удовлетворена. Храм был открыт, но вскоре Пелагея Петровна вместе с владыкой Августином была арестована. После возвращения из заключения в возрасте 71 года, Пелагея Петровна столкнулась с новым испытанием: ее дети стали атеистами и отстранились от верующей матери. Но боголюбивая женщина, даже потеряв зрение, вместе с внучкой по-прежнему посещала свой приходской храм, который все советское время оставался одним из двух храмов, действовавших в Калуге.
Многие из подобных им простых священников и мирян сегодня прославлены в лике святых и предстательствуют за нас пред Господом, вдохновляя нас и оберегая, оказывая нам помощь. О подвиге других знает только Господь, но это не умаляет их заступничества о нас, живущих ныне. Многие не прославлены, но оживают в памяти потомков, благодаря исследователям, кропотливо реставрирующим по архивным свидетельствам их подвиг, и благодаря писателям, в произведениях которых он увековечен.
Унижаемые и оскорбляемые они явили силу духа, которую обрели своим исповедничеством и мученичеством, не променяв их на видимое благополучие и достаток. Мы же, погруженные в повседневную суету, часто забываем о них. Задумаемся, разве не предаем мы их — прославленных в лике святых и еще безвестных новомучеников и исповедников российских, когда бездумно идем широким путем, ведущим в погибель (см. Мф. 7, 13)? Это путь непомерного беспокойства и забот об исключительно земном благополучии. Это путь забвения своего евангельского долга по отношению к Богу и ближним и погружения в виртуальную реальность, где грех совершается будто «понарошку», но также оскверняет бессмертную душу, делает ее мертвенной, невосприимчивой к благодати Христова Воскресения.
Как современному человеку вырваться из этого порочного круга и вызволить из него своих детей? Я скажу, нам нужно помнить, чтить и знать жития святых исповедников, которых мы часто выносим за скобки нашего сознания. Почему у нас не все получается в жизни по-христиански? Потому что утратили ту твердость веры, которую имели христиане эпохи гонений ХХ века. Ведь мы до сих пор не осознаем, что именно их кровью оплачены годы нашего благоденствия, их подвигом веры была восстановлена наша Церковь после 70 лет гонений.
Напрасно удивляются современные единомышленники тех гонителей, наблюдая, как в условиях жесточайшего современного кризиса, разрушающего государственные границы и независимость стран, ослабляющего духовные основы и нравственные устои общества, наша Церковь возрождается и становится средоточием спасения России и всего русского мира.
У нас нет оснований сетовать на «не те времена», на материальное или духовное оскудение. На самом деле, мы очень богаты, но наше богатство не от мира сего. Наше главное сокровище – это вера, которую сохранили для нас наши предки — ведомые и неведомые миру исповедники и новомученики Церкви Русской, благодаря христианскому подвигу, верности Христу и Его Евангелию. Это богатство у нас никто не отнимет, если мы сами не будем пренебрегать им.
Господь дал нам жить именно сейчас, в эту эпоху, чтобы сберечь и приумножить истинное достояние и ядро русской цивилизации — Православие, и передать его следующим поколениям.
Благодарю за внимание.

Астрахань, 1 июня 2019









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru