Издательский Совет Русской Православной Церкви: Вячеслав Бондаренко: Мое творчество довольно разнообразно

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вячеслав Бондаренко: Мое творчество довольно разнообразно 29.05.2019

Вячеслав Бондаренко: Мое творчество довольно разнообразно

Вячеслав Бондаренко – номинант Патриаршей литературной премии 2019 года. Автор книг: «Вяземский», «Ликвидация», «Кадетство», «Отец Иоанн (Крестьянкин)» и других.

— Ваше творчество — о чем оно? Кто Ваш читатель? Что самое важное из того, что Вы хотите сказать ему?

— Мне сложно об этом говорить, так как мое творчество довольно разнообразно: это и романы, и документальные исследования, и биографии, и стихи… Есть, безусловно, и тема, которая все это объединяет — это наша история. XIX столетию посвящена книга «Вяземский», Первой мировой войне — «Небожители», «Западный щит Российской империи» и «Герои Первой мировой», Гражданской — «Лавр Корнилов», «Легенды Белого дела», «Белые», «Нерожденный жемчуг», «Капитанская внучка», 1920-м годам — «Взорвать “Аврору”» и «Русский некрополь на Шипке», Великой Отечественной — «Самый долгий день», «День Б», послевоенной эпохе — «Ликвидация». Два романа написаны в почти вымершем ныне жанре семейной саги — в «Вечном огне» действие происходит с 1913 по 2012 годы, в «Четыре судьбы. Одна Родина» — с 1910 по 2014-й. А с моими читателями я знаком и заочно, и очно. Они очень разные — и по возрасту, и по уровню образования, и по месту проживания. Некоторые — мои друзья в соцсетях, с некоторыми мы с удовольствием общаемся и в реальной жизни. Это люди, прежде всего, думающие, неравнодушные к судьбам мира и современной культуры, любящие и ценящие историю. А главные темы моего творчества — это любовь к Родине, верность избранному пути и своим принципам даже в невыносимых обстоятельствах.

— Что стало главным для Вас в минувшем году — в мире, в культуре, в Вашей работе?

— Конечно же, с болью и волнением следил за разворачивавшейся на Украине трагедией Церкви. Ситуация, сложившаяся еще в начале 1990-х в результате деятельности бывшего митрополита Филарета, к сожалению, дала свои плоды. Остается лишь восхищаться современными украинскими исповедниками, которые смело, невзирая на опасности и угрозу жизни, защищают свои храмы от «активистов» ПЦУ, и молиться за них… За новинками культуры времени следить, в общем, не было, так как год был целиком занят работой над книгой «Отец Иоанн (Крестьянкин)». Готовясь к ее написанию, изучал архивные материалы, прессу 1920-80-х годов, большой пласт литературы по истории Церкви. Выделю внушающее уважение тщательностью исследование Игоря Курляндского «Сталин. Власть. Религия» — лучше на эту тему не писал никто. Правда, книга вышла не вчера и даже не позавчера, так что необходимость в ее переиздании назрела.

— Вернемся к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Легко или сложно было над ней работать? Открылось ли для Вас и для всех, кому дорога память об отце Иоанне, что-то неожиданное, новое и важное?

— Это был необычайно радостный, вдохновляющий труд, который грех и трудом назвать: я просыпался с ощущением счастья от того, что сегодня продвинусь в жизнеописании батюшки еще немного… И, наверное, самой запоминающейся частью создания книги были поездки по местам, связанным с жизнью и служением отца Иоанна, — Орел, Псков, рязанские приходы, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, — и встречи с людьми, которые долгое время шли по жизни рядом с о. Иоанном. Это его келейница Татьяна Сергеевна Смирнова, помощник архимандрит Филарет (Кольцов), духовные чада Алексей Борисович и Марина Викторовна Ветвицкие (о. Иоанн венчал их в 1962-м, а когда приезжал в Москву, останавливался у них), протоиерей Владимир Правдолюбов, сослуживший о. Иоанну в 1966-67 годах, и его племянник, протоиерей Сергий Правдолюбов… В архиве Орла удалось обнаружить интереснейшие сведения о предках батюшки — они были опубликованы впервые. Так, мы узнали, что его прапрадед, орловский купец Иван Михайлович Немытов, почитался в городе как праведник, был учеником и собеседником великих Оптинских старцев Макария и Льва, в конце жизни сам принял монашеский постриг, а преподобный Амвросий Оптинский в одном из писем назвал его «великим молитвенником».
Насколько мне удалось передать в книге подвиг исповедничества о. Иоанна — судить читателю. Мне очень дороги добрые отзывы митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), написавшего предисловие ко 2-му изданию книги, митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарева), благословившего начало моего труда, о. Сергия Правдолюбова, знавшего о. Иоанна с детства, семьи Ветвицких, петербургских духовных чад батюшки — Ольги Борисовны Сокуровой и Глафиры Павловны Коноваловой, моего старшего коллеги по серии ЖЗЛ — Юрия Лощица.

— Сохраняется ли единство культурного пространства Белоруссии и России, есть ли для него существенные угрозы, как можно противодействовать им?

— С одной стороны, культурных границ между нашими странами нет, с другой — существуют люди, намеренно обостряющие отношения России и Беларуси, внушающие, что наши народы не имеют ничего общего друг с другом. Хочется тем не менее быть оптимистом и верить в то, что здоровая основа наших отношений все же прочна, и никакие усилия ее не разрушат. Есть Союзное государство России и Беларуси, есть славная общая история, есть добрые, дружеские отношения сейчас, а значит, есть и надежда на то, что в будущем у народов двух стран тоже будет немало общего.

— О чем еще Вы считаете важным сказать читателям Православного книжного обозрения?

— Ни в коем случае не отчаивайтесь, если вам начинает казаться, что в море современной литературы нет ничего достойного! Писатели, которые несут своим творчеством свет, а не грязь, есть и будут всегда.


Беседовал Илья Агафонов

Источник: Журнал «Православное книжное обозрение»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru