Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Время ЕГЭ

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Время ЕГЭ 21.05.2019

Митрополит Климент: Время ЕГЭ

Приближается особенно волнительное время для тех, кто оканчивает школу: наступает время ЕГЭ.

Одна из проблем сегодняшнего дня, что детство у молодежи слишком затягивается. Родители не приучают ребенка быть самостоятельным и ответственным. В результате ко времени сдачи экзаменов дочери и сыновья совершенно не готовы к взрослой жизни.

Складывается подобная ситуация из мелочей. Раньше к совершеннолетию абсолютное большинство уже имело опыт работы. Они вносили свой вклад в семейный бюджет, учились копить деньги, на личные желания тратили свою зарплату, а не родительскую. Многие совмещали работу и учебу на вечернем, заочном отделении, подрабатывали в выходные, да и дома была работа. Сегодня молодой человек, которому уже больше двадцати лет, может жить полностью за счет отца и матери. Все блага, которыми пользуется «ребенок», оплачивают они. А ведь запросы у молодого человека или девушки могут быть отнюдь не скромными. Да и смартфон сколько стоит?

То, что по дому и огороду раньше умели делать даже младшие школьники, сегодня порой незнакомо даже студенту, оканчивающему ВУЗ. Люди не заметили, как же вышло, что человек, имеющий паспорт, не выполняет домашние обязанности. Он не может полностью обслужить самого себя, и при этом считает, что в отцовском доме ему трудиться не обязательно. Вот когда у него будет свой… Но жилье ему тоже должны предоставить родители, а он будет только пользоваться. Такие проявления «свободы» — тревожная реальность наших дней.

Уважение к старшим в наши дни все меньше, подросшие дети грубят родителям и учителям. Премудрый Соломон говорит: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15). А святой Иоанн Златоуст, говоря о воспитании дочери в семье, предупреждает, что если ей много позволять, украшать красивой одеждой, но не готовить к роли добродетельной жены и матери, то такая девушка «будет тяжела для супруга своего и требовательна более, нежели сборщики податей».

Святитель сравнивает душу ребенка с восковой печатью. Пока воск еще мягок, податлив, на нем можно оставить любой отпечаток. Когда он застынет, изменить что-то очень сложно. Так и человек, если в нем с детства развивать добрые качества, приучать его к ответственности, то это останется с ним на всю жизнь.

Бывает, что юноши и девушки сами не понимают, чего же они хотят. Чаще всего это происходит из-за того, что за решением следует ответственность, к которой они не готовы.

Можно провести эксперимент. Заглянем в словарь синонимов русского языка. Близким по смыслу к слову «ответственность» является понятие «обязанность». И в этом есть особая мудрость. Если с малых лет ребенку не давать хотя бы небольших заданий по дому, которые он должен исполнять регулярно, например, убирать игрушки, выносить мусор, ходить за хлебом, поливать цветы, то в зрелом возрасте ему сложно будет принять ответственное решение. Например, сложно будет предпочесть создание полноценной семьи гражданскому браку, где нет обязательств перед домочадцами. Как это связано? Небольшими домашними обязанностями мы приучаем растущего человека к тому, что помимо его желаний существуют и интересы окружающих. Они так же нуждаются в помощи и сострадании. Это значимый шаг для воспитания в ребенке ответственности за собственные решения и поступки. Забыл о цветке, который всех радовал, не полил — растение увяло. Не сходил в магазин — вся семья осталась без любимого десерта.

В итоге проблема проявляется и при сдаче экзаменов. Родители уговаривают ребенка заранее определиться с выбором специальности. Пока есть время, можно побывать на Дне открытых дверей в понравившемся вузе, как можно больше узнать о будущей профессии, возможно, летом устроиться поработать по будущей специальности. Понравится ли ему, не как расписано в интернете, а что реально представляет из себя эта специальность.

Но в большинстве случаев молодые люди не приучены к самостоятельности. Они тянут до последнего момента и выбирают экзамены по принципу «что я смогу сдать». Потом оказывается, что на понравившийся факультет нужно было сдавать иностранный язык или географию. Приходится или ждать целый год, или поступать в учебное заведение по набору сданных предметов.

Бывает и так, что дочь или сын определились, кем хотят стать. Возможные учебные заведения они тоже выбрали, но родители видят будущее своего ребенка иначе. Они начинают активно «тянуть» его в другой вуз.

Отец и мать хотят для сына или дочери более легкую, престижную или денежную работу. Они ориентируются на чужой успешный опыт, забывая, что и люди, и ситуации, и времена разные. Святитель Иоанн Златоуст обращается к таким родителям, говоря, что в первую очередь «нужен добросовестный воспитатель, который наставлял бы ребенка, а не золото». Родители заботятся о будущей обеспеченности детей, но, сами того не замечая, привязывают их к земному. Толкают ребенка получить профессию, которая, как они считают, хорошо оплачиваемая, но отрок не имеет дарований развиваться в этой области. Есть Роналдо, есть Месси, которые хорошо зарабатывают, но не каждый, кто берется играть в мячик, станет футболистом такого уровня, а следовательно, и с такой зарплатой. Футболом занимаются сотни тысяч мальчишек, профессионалами становятся единицы. То же самое относится и к медицине, юридическим наукам, музыке, администрированию, к любой профессии, и если нет таланта, то, получается как в басне: «как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Так появляются люди со сломанными судьбами. Они всю жизнь ищут радости в материальных вещах: хотят иметь престижный диплом, вступают в брак по расчету, начинают заниматься прибыльным, но неинтересным делом, а счастье остается в стороне. Вряд ли родители желали бы детям такой жизни, но чрезмерная настойчивость в выборе специальности к тому и ведет.

Один знакомый поделился со мной историей из своей жизни. В момент нашей встречи он работал в престижной организации, параллельно проходил несколько обучающих курсов. Казалось, что этот человек был всем доволен. Однажды он признался, что в детстве у него была большая мечта. Он хотел лечить животных. С 5 и по 11 класс он писал в школьных сочинениях, что будет ветеринаром. В итоге по настоянию родителей получил более престижную специальность. «Уже прошло больше десятка лет, а ощущение, что я не на своем месте, осталось до сих пор. Может поэтому у меня столько домашних животных. Подбираю на улице и ищу им хозяина», — говорил уважаемый, занимающий хорошую должность человек.

Безусловно, родители могут давать детям советы, обсуждать с ними планы дальнейшего обучения. Было бы странно, если бы в семье не обсуждалась будущая профессия почти взрослого сына или дочери. Но одно дело – обсуждать, а совсем другое – решать за них, какую им выбрать дорогу жизни. Получается, что родители сами воспринимают девушку или юношу как несмышленых детей. Но когда же им учиться ответственности, когда взрослеть? Как они это будут делать, если сегодня за них хотят выбрать экзамены и вуз?

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru