Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Повторение – мать учения. О литературной критике начиная с античности 15.05.2019

Повторение – мать учения. О литературной критике начиная с античности

В предисловии к своему учебнику автор утверждает, что его книга «не имеет аналогов ни в мировой, ни в отечественной филологии». Это ответственное заявление может показаться чересчур самонадеянным. Но если внимательно изучить соответствующие отделы библиотек и книжных магазинов, порыться в Сети, то можно убедиться: издания такого формата и такой тематической направленности и впрямь не существует в природе. Сергей Казначеев, таким образом, пошёл непроторенным путём, стал своего рода первопроходцем.
Первому всегда трудно: ему нельзя опереться на плечо предшественника, испытать чувство локтя по отношению к идущим рядом с ним. В этом отношении некоторые оценки, суждения и интерпретации автора могут показаться излишне субъективными. Всегда найдутся люди – специалисты и простые читатели, которые захотят возразить и оспорить высказанную точку зрения. Что ж, ничто не мешает им написать свою теорию литературной критики. Однако, если взглянуть на солидный том в почти сорок авторских листов, где указатель имён занимает почти полсотни страниц, то станет ясно, что для этого понадобится не один год.
В шестнадцати разделах книги в разных ракурсах рассматриваются многочисленные аспекты литературно-критической теории. Начинается всё с внушительного исторического блока, что естественно: прежде чем перейти к актуальным вопросам, следовало проследить эволюцию представлений о литературной критике начиная с седой античности. Затем автор касается этической стороны деятельности критика. Об этом говорится также в конце учебного пособия, что производит впечатление некое¬го повтора. Вероятно, можно было объединить эти тематически близкие разделы. Впрочем, говорили ещё древние римляне: «Repetitio est mater studiorum» (повторение – мать учения), и в конце семестра стоит вернуться к важным словам, сказанным в начале.
В следующих разделах учебного пособия С. Казначеев переходит к конкретным проблемам предмета. Разговор идёт о создании литературно-критического произведения, об арсенале приёмов, который есть на вооружении критика, о композиции критического выступления.
Целых три раздела посвящены жанровому разнообразию критической деятельности. На бытовом уровне мы часто ограничиваемся двумя видами этого рода литературы: статья и рецензия. Автор предлагает к рассмотрению десятки вполне самодостаточных жанров. Элементы критики могут присутствовать в прозе, в поэзии, в драме, а потому тоже заслуживают внимательного изучения.
Далее речь идёт о контактах критики со СМИ и интернетом, который всё более активно вторгается в эту сферу. Автор касается также вопросов интерактивности литературно-критического процесса: современный читатель уже не желает быть пассивным потребителем писательского продукта и зачастую хотел бы обозначить своё личное мнение.
В заключительных частях книги исследованию подвергаются связи критики с общественными институтами, мастерство и гражданская позиция литературного критика.
Вероятно, в информативно наполненной книге такого объёма обнаружатся мелкие неточности или опечатки. Это нужно будет учесть в случае переиздания. Остаётся добавить, что книга написана живым, доступным и образным языком, насколько это позволительно в учебном пособии. Познакомившийся с книгой читатель наглядно убедится в справедливости слов В. Жуковского, вынесенных в эпиграф: «…звание критика и весьма важное, и весьма трудное».

Василий Иванов










Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru