Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Радоница

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент:  Радоница 06.05.2019

Митрополит Климент: Радоница

Что делает человек, когда в его жизни происходит радостное событие? Часто он спешит домой, чтобы поделиться этим с близкими людьми.

Для православных христиан праздник Пасхи Христовой — главное из всех торжеств. Вестью о Воскресении Спасителя мы делимся не только с родными и друзьями, но и с усопшими, и это происходит во вторник на второй неделе после Пасхи. Этот день называется Радоница. Название происходит от слова радость. Почему же день, когда после Пасхи мы возносим молитву за умерших, у православных связывается с радостью?

Наша земная жизнь представляет собой непрерывную цепь событий, одни из которых приносят радость, а другие – скорби. Желая освободиться от последних, люди ищут успокоения в материальной обеспеченности, развлечениях, создании домашнего уюта и т. п. Однако это не приносит настоящего счастья, не возмещает утерянного.

Уверовавшему во Христа Сына Божия открывается новое понимание цели земной жизни. Время пребывания человека на земле дается для стяжания вечности. Земной подвиг только предвозвещает грядущий рай. Все испытания закончатся, и будет бесконечное радостное пребывание с Господом. «Ча́ю воскресе́ния мертвых и жизни будущаго века», — исповедуем мы в Символе веры.

В праздник Воскресения Христова во всей полноте ощущаешь ликование от этой благой вести. Происходит что-то необычайное, не зависящее от нас: мир вокруг звенит, играет, гремит на тысячи голосов, торжествует. Верующий человек еще сильнее ощущает это ликование, ведь оно — провозвестие грядущей блаженной жизни. Поэтому Пасху Господню все ждут с нетерпением, а затем в течение сорока дней приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!».

В дни Светлой седмицы заупокойные поминальные службы не совершаются, и лишь во вторник после Фомина воскресенья верующие молятся об усопших в храме, дома и на кладбище. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, «Иисус Христос сошел к мертвым, потому и собираемся мы» на молитву о них. Поминовение на Радоницу особенное, – оно сопровождается пасхальными возгласами, пением тропаря и пасхального канона: «К свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».

Смерть праведника — это торжество встречи с возлюбленным Господом. Это убеждает нас, что не может человек исчезнуть, прекратить свое существование. Душа бессмертна, и мы созданы для счастья вечной жизни, которого так ищем!

Когда ночью старец Паисий Святогорец слышал шум чьих-то шагов за окном, его сердце переполнялось трепетом и радостью. Он надеялся, что приблизилось время его встречи со Христом. Однако оказывалось, что это были не воры или убийцы, а паломники, пришедшие к старцу за советом.

Преподобный настолько хотел быть с Богом, что не страшился смерти. Услышав новость о том, что у него последняя стадия рака, святой старец настолько возликовал, что даже хотел пуститься в пляс. И последнее время его жизни напоминало евангельское событие Входа Господня в Иерусалим. Машина, в которой увозили старца в больницу, практически не могла сдвинуться с места – так плотно ее обступили люди, которые хотели проститься со старцем, взять у него благословение.

После революции в России православные христиане ценой собственной жизни отстаивали веру. Удивительно, но именно в годы гонений митрополит Трифон (Туркестанов) написал акафист «Слава Богу за все!». В нем есть такие строки: «Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя».

Такое умиротворение отпечаталось на лице усопших старца Иосифа Ватопедского, иеромонаха Серафима (Роуза). После кончины они улыбались.

Спаситель говорит, что те, кто следует слову Его и имеет живую веру, не приходят на суд, но перешли от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Поэтому на Радоницу мы стоим у могил почивших, исполненные надежды и веры в будущее воскресение.

Пока люди живут на земле, они могут покаяться, исправиться, повлиять на свою посмертную участь. На подготовку к вечности нам и дано время земной жизни. Встреча со Христом после кончины – это испытание для человека, его главный жизненный экзамен. Но когда душа разлучается с телом, человек предстает перед Богом в том духовном состоянии, какое приобрел на земле. Если он стремился к Богу, то душа будет торжествовать при встрече с Ним. Совсем другое состояние будет у человека, который на земле не хотел встречи со Христом. Радоваться встрече с Тем, Кого не признавал всю жизнь, невозможно. Так человек сам приготовляет себе участь быть в отдалении от Христа – Источника всех благ. Однако мы можем помочь умершим молитвой, милостыней и добродетельной жизнью. Лучшее, что возможно сделать для усопших близких на Радоницу, – это прийти в храм и помолиться за них.

На Божественной литургии совершается самое главное Таинство – Евхаристия, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Причащаясь, человек приобщается Самому Христу. Апостол говорит, что каждый раз, приступая к Чаше, христиане смерть Господню возвещают (1 Кор. 11, 26). Подобно тому, как Он воскрес, воскреснем и мы.

Если почившие – крещеные православные христиане, то необходимо подать о них записку на Литургию. Соборная молитва имеет великое значение, на Литургии за усопших будут вынуты частички и погружены в Чашу. Кровь Христова омывает грехи всех, за кого молится священник. Но нельзя таким образом поминать некрещеных, еретиков и самоубийц. Молиться за них можно дома, на кладбище помянуть и подать милостыню. «У Господа неправды и несправедливости не будет», – говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин. Богу все возможно, потому нужно доверять Ему, помнить о близких и просить за них.

По словам преподобного Паисия Святогорца, заупокойные богослужения имеют такую силу, что даже могут вывести душу из ада.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, поминовение во время богослужения для умерших – великая честь. Подавая записку о упокоении на Литургию, вы словно даете возможность человеку предстоять перед престолом Царя Небесного и лично просить у Него о прощении грехов.

Будучи первенцем из умерших (см. 1 Кор. 15, 20), Господь принес в этот мир великую весть: «Я победил смерть!» И мы верим, что с Ним мы и наши родные обретем вечную жизнь.

Христос воскресе! – пусть это приветствие услышат и наши почившие сродники и близкие!

 

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru