Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Скорби и радости

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Скорби и радости 19.04.2019

Митрополит Климент: Скорби и радости

В храме перед Распятием горько плакала женщина. На вопрос священника: «Что с тобой случилось, какое у тебя горе?» — она ответила: «Христос давно не посещает Своей милостью. У меня совсем нет скорбей, испытаний. Видно, Господь забыл обо мне». Как потом рассказывал священник, в этих словах ему открылась потрясающая духовная мудрость.
Сегодня большинство людей уверены, что испытаний и неприятностей в их жизни и так слишком много, а принимать их с готовностью и даже охотно — это нечто невероятное. Что может обрадовать человека? Один будет рад найти тысячу рублей, другой — достать билет в Большой театр, третий — провести выходные вместе с детьми. Человеческая радость — понятие растяжимое. Одного радует то, что на другого не производит никакого впечатления.
И у христиан радость совсем иная, чем у людей, далеких от Христа. Христиане знают Бога Живого, Который всегда рядом, если только сам человек не отходит от Него. По этой причине апостол Павел наставляет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16—18).
Христианская радость о том, что человеческое пребывание на земле не бессмысленно, что человек — не игрушка фатума, что, несмотря на все страдания и беды, человеку уготована вечная радость со своим Творцом и Спасителем. Ради этого Бог вочеловечился, жил среди людей, пострадал и умер на кресте, и воскрес, и в Нем человеческая природа обрела вечное бытие с Источником жизни.
Жить под благодатным покровом Церкви Христовой в мире с совестью, руководствуясь евангельскими законами любви к Богу и Его творению, с благодарностью к благому Промыслу Божию — все это источник радости для христианина. Почему же христиане, в большей своей части, не ходят с просветленными лицами, а нередко бывают и скорбны, расстроены, угнетены? Это проблема не христианства, а каждого из нас. Когда в нашей жизни память о Боге вытесняется сиюминутными интересами, когда нас больше волнуют земные проблемы, когда мы потворствуем своим страстям, мы сами омрачаем нашу христианскую радость.
Вот утром человек воодушевленно читает молитву: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день, дай всецело предаться воле Твоей Святой!» Но днем посетит его неожиданная скорбь, и человек уже подавлен, разбит, печален. Ему будет не по себе, пока он не осознает, что это искушение произошло с ним не без Промысла Божия, а значит, преследует благую духовную цель.
Это не значит, что наши лица всегда должны сиять улыбками, чтобы ни случилось. Правильное душевное расположение христианина святые отцы характеризовали словом «радостопечалие». Эти два чувства могут и должны сосуществовать в душе христианина: печаль о собственных грехах и радость о Боге, Который победил власть греха и помогает нам избавиться от наших страстей и греховных зависимостей.
Человек заблуждается, когда думает: «Чтобы Бог меня помиловал, я обязан должным образом молиться, поститься, творить добро, читать Евангелие, святых отцов». При этом он видит, что на практике ничего не успевает: толком не молится, не постится, любое душеполезное занятие идет у него «через пень-колоду». Например, Великим постом он «срывается» на скоромную пищу, хочет пойти на великопостную службу или дома прочитать канон, кафизму Псалтири, а на деле не может отказаться от любимых сериалов. Видя себя таким, человек скорбит: «Нет мне спасения!» — и готов все бросить.
Нельзя думать, что Бог спасает нас за праведные дела. Люди, даже святые, не могут совершить ничего, достойного спасения. Иначе ветхозаветные праведники и пророки не ожидали бы пришествие Спасителя в аду, и Христу не надо было выводить их оттуда после Своей смерти.
Даже у человека, который искренно решил поститься, молиться, ограничить себя в привязанности к удовольствиям, многое может не получаться. Но это не повод опускать руки. Когда ребенок начинает рисовать, его родители любуются наивными рисунками и хранят их не потому, что это произведения искусства. Они дороги им тем, что нарисованы сыном или дочерью. Так же и Бог ценит нас не за то, что мы прочитываем в день определенное количество молитв с земными поклонами и почти ничего не едим в пост. Христос просто нас любит как Своих детей, как Свое творение.
Мы, в свою очередь, стремимся ответить на Его любовь так, как это веками делали до нас люди святой, богоугодной жизни. Мы стараемся ограничить себя в телесных удовольствиях, избегать развлечений, больше времени уделить богообщению, молитве, чтению Священного Писания и другим душеполезным занятиям. Пусть в аскетическом делании мы подобны малым детям — такие же неумелые и слабые несмышленыши. Но ведь глупо предполагать, что папа или мама будут любить ребенка только в том случае, если у него получится шедевр. Так же не стоит думать, что Бог отвернется от человека, который прилагает усилия, но еще далек от совершенства в духовной жизни.
Апостол Павел говорит: «Царство Божие есть радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). В святых людях, достигших христианского совершенства, таких как преподобный Серафим Саровский, радость о Святом Духе была непоколебима никакими скорбями. Всех приходящих он встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» — напоминая, что не стоит унывать даже в стесненных обстоятельствах, ведь все наши земные скорби мимолетны перед вечностью Царства Божия, которое открыл нам Христос.
Дух Святой — источник подлинной христианской радости. Он дается каждому христианину в таинстве Крещения. Мы не видим в себе столь явного Его проявления, потому что не даем Ему свободу действовать в нас и руководить нашей жизнью. Но пока мы остаемся причастными жизни Церкви, Дух Святой подает нам радость богообщения в церковных таинствах. Эта радость становиться все более ощутимой по мере очищения нашего сердца и удаления от всего, что делает нас чуждыми Господа.
По мере возрастания в Святом Духе христианин становится способен глубже осмысливать претерпеваемые скорби. У него появляются силы выдержать искушение, не впасть в панику, отчаяние, в уныние или гнев, но проявить благодушие и самоукорение. Христианин уже не только внимает словам молитвы Оптинских старцев, а применяет их на практике, с благодарностью Богу переносит временные страдания, понимая их необходимость для очищения сердца и спасения своей вечной души. Со временем он понимает ту женщину, которая плакала в храме у Распятия, сожалея, что в ее жизни давно не было испытаний и преодолений.
Апостол Павел приводит слова Господа о том, что сила Божия совершается в немощи человеческой (2 Кор. 12, 9). Когда человек видит не одни только неразрешимые проблемы, но и то, как Господь из них выводит, это служит великим утешением. Раз за разом христианин убеждается, что Христос близко, что Он не отдал нас в руки слепому случаю, а Сам ведет ко спасению. Каждая скорбь, проблема, искушение будут человеку поводом снова увидеть действие Божие в своей жизни. Такое не может не радовать, даже если приходится переживать очень неприятное.
Как золото очищается огнем и становится более чистым и ценным, так происходит и с человеческой душой. В искушениях и скорбях у нас всегда есть шанс проявить верность евангельскому пути и стать ближе к Христу. Так что Господь попускает нам испытания ради нашей же пользы: чтобы, перенося скорби, мы становились сильнее, научались через это тому, что пригодится нам в вечности.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru