Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Можно ли просить Бога о чуде

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент:  Можно ли просить Бога о чуде 08.02.2019

Митрополит Климент: Можно ли просить Бога о чуде

Многим людям рассказы о чудесах представляются если не выдумками, то большим преувеличением реальности. «Если чудеса действительно возможны, то я бы знал о них не из книг и не понаслышке, — рассуждает скептик. — Мне же ни разу в жизни не привелось быть очевидцем чуда, значит, их нет».

В житии преподобной Марии Египетской, например, сказано, что она осенила воду крестным знамением и пошла по ней как по суше. «Вот произошло бы нечто подобное на моих глазах, — думает человек, — я бы, наверное, поверил, что Бог существует». Эта точка зрения в корне неверна. Кто прежде, чем уверовать в Бога, ожидает от Него чудес, тот не дождется их, потому что имеет неправильную мотивацию. Говоря евангельским языком, он искушает Бога (см. Лк. 11, 16).

На порожденную праздным любопытством просьбу совершить чудо Христос отвечает, что «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12, 39). Его чудесное возвращение к жизни после трех дней пребывания в китовом чреве предзнаменовало смерть и воскресение Христа. После трех дней, проведенных в аду, Господь воскрес и открыл верующим в Него путь к вечной жизни с Богом.

Также напрасно испрашивал чуда и богач в притче о богаче и Лазаре. Он умолял Авраама воскресить Лазаря и послать его к своим братьям, чтобы те, увидев чудо, покаялись. Но в ответ он услышал, что они уже имеют свидетельства Моисея и пророков, а если их не слушают, то не поверят даже воскресшему из мертвых (см. Лк. 16, 31): удивятся, испугаются, а потом забудут и будут жить как прежде.

В то же время, в иных случаях Христос неоднократно творил чудеса. Кто же был их свидетелем?

Есть точка зрения, что чудеса нужны неверующим, чтобы они обратились к Богу. Но если бы чудо гарантированно обращало к вере, наверное, Господь явил бы его каждому. Однако нет гарантий, что в жизни человека после того, как он увидит чудо, что-то изменится. Таковы были братья богача из евангельской притчи. Очевидцем невероятных чудес Божиих был Денница. Он нисколько не сомневается в бытии Творца, в Его всемогуществе. Однако это не помешало ему стать богопротивником.

Господь являет чудеса тем, кто от этого способен изменить свою жизнь, кому это принесет духовную пользу. Одним в жизни довелось видеть много чудес. Преподобному Серафиму Саровскому, например, Пресвятая Богородица со святыми являлась двенадцать раз. Одна женщина, которая возит паломнические группы по святым местам, рассказывала: «За те пятнадцать лет, что работаю, я видела столько чудес, как люди получали исцеления, как исполнялись их молитвы, заветные просьбы, что, пока есть силы, буду этим заниматься. Само то, что я вижу, как Господь помогает, дает мне силы и на молитву, и на перенесение своих скорбей и неурядиц».

Но можно ли ждать чудес, надеяться на них, просить о них у Бога? — Нет. Святые отцы категорически запрещают это. Даже если человек молится о самом необходимом, ему не всегда бывает полезно получить просимое: освободиться от болезни, например, или даже остаться в живых. Если мы доверяем Господу, Его благому Промыслу о нас, мы всегда говорим: «Отче наш, да будет воля не моя, но Твоя, благая и совершенная».

Если Господь считает нужным явить чудо, Он его явит. Но ждать и даже думать об этом, неполезно для души. Наш путь — движение по заповедям, которые Христос дал для нашего спасения. А мечты о чудесах уводят с этого пути.

Иные не видят ни одного чуда. Это не значит, что чудеса не происходят в их жизни, но им полезнее не видеть их воочию. Возможно, они узнают о том, как Господь берег их и направлял к спасению, уже после окончания земной жизни. Тогда чудес уже не будет, как и веры, ведь духовная реальность станет очевидной (ср. 1 Кор. 13, 12), а значимо будет только одно — научился ли человек отвечать на любовь Христову, приобрел ли, хотя бы в малой степени, это качество личности.

Для нас ныне главное — обращенность к Богу, стремление к общению с Ним, исполнение Его воли. А вмешается Господь каким-то явным чудом в нашу жизнь, или Его вмешательство покажется нам естественным ходом вещей — это не столь важно.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru