|
||||
|
05.02.2019
430 лет русскому Патриаршему престолуПрезидентская библиотека представляет жизнеописания первых Предстоятелей Русской Православной Церкви …
5 февраля 2019 года исполняется 430 лет со дня учреждения Патриаршества в России. В этот день в 1589 году первым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов, а сама Русская Православная Церковь обрела самостоятельность, выйдя из подчинения Константинопольскому престолу. На портале Президентской библиотеки представлено множество цифровых копий раритетных изданий, посвящённых истории Патриаршества в нашей стране, сообщает пресс-служба библиотеки.
К своей полной независимости Русская Церковь шла целых шесть столетий – с момента Крещения Руси в X веке. Об этом можно прочесть в десятом томе «Истории Русской Церкви» (1881), написанной митрополитом Московским и Коломенским Макарием и доступной на портале Президентской библиотеки: «Первый период, продолжавшийся два с половиною века (988–1240), был периодом ея всецелой зависимости от Константинопольскаго Патриарха, но вместе и периодом ея полнаго единства... Второй период, продолжавшийся три с половиною века (1240–1588), был для Русской Церкви периодом ея постепеннаго перехода к самостоятельности... С 1589 года начался для Русской Церкви новый период, продолжающийся доселе, период ея самостоятельности, который можно назвать также и периодом постепеннаго возсоединения ея разрозненных частей».
Первые шаги в сторону самостоятельности были сделаны в XV веке. Владыки Константинопольского престола в согласии с Антиохийским, Иерусалимским и Александрийским Патриархатами даруют нашей митрополии особые права: для назначения русским первосвятителям теперь не нужно было ехать в Царьград – они избирались на родине. Во многом этот промежуточный успех был обусловлен резко изменившимся геополитическим климатом в мире: Византийскую Империю захватывают турки-османы. Подробно об этом рассказывается в исследовании магистра Санкт-Петербургской духовной академии Ф.В. Четыркина «Жизнеописания Святейших Патриархов Московских и всея России: 1589–1700» (1892): «Когда в половине XV века Греческая или Византийская Империя пала под оружием Магомета II; когда исчезла христианская династия греческих Императоров; когда магометанство сделалось господствующею религиею Византийской Империи и на св. Софии крест Христов заменён был мусульманским полумесяцем, а христианская вера стала иногда только терпимою, а иногда гонимою, и сами Патриархи греческие должны были искать покровительства у русских Великий князей и Царей».
Кроме того, значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло. Вот что пишет митрополит Макарий в вышеупомянутой «Истории Русской Церкви»: «Православная Россия, под управлением своих православных могущественных Государей, сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею Православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».
Время шло, и всеобщее понимание необходимости создания русского Патриархата крепло год от года. Наличие в той или иной стране Предстоятеля Церкви подобного сана означало укрепление не только благосостояния государства, но и укрепление основ религии в целом. Специалист по церковному праву Н.А. Заозерский в своей книге «Основные начала желательного для Русской Церкви учреждения Патриаршества» (1906), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки, цитирует знаменитого византийского канониста XIV века Матфия Властаря: «Так как гражданское общежитие составляется, подобно человеческому организму, из частей и членов, то важнейшия его части – Император и Патриарх; посему единомыслие и согласие во всём власти императорской и архиерейской есть мир и благополучие подданных и в духовном и в материальном отношениях».
Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Ивана Грозного, Царь Фёдор Иванович. В середине 80-х годов XVI века он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Царьградом и главами других Поместных Церквей. Следом в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. В итоге он соглашается предоставить долгожданную независимость. Многие историки сообщают, что Фёдор Иванович настаивал на том, чтобы Предстоятель Константинополя сам же и возглавил Российский Православный Престол. Однако Иеремия отказался. Об этом можно прочитать в книге архимандрита Иосифа (в миру Иван Левицкий) «Краткие сведения о Всероссийских Патриархах» (1871): «Вселенский Патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к Церкви, прежде всего был по мыслям Царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил Царя за такое предложение, но высказал, что быть ему Патриархом в России, без согласия Восточных Патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить Патриаршество».
Иеремия II признавался тогда, что плохо знает русский язык и местные обычаи. Именно поэтому, считал он, Патриархом Московским и всея Руси должен быть именно русский человек.
2 февраля 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском пределе, где традиционно прежде избирали митрополита, в присутствии предстоятеля Вселенской Церкви выбрали троих кандидатов на Патриарший Престол: митрополита Московского Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Все они уже в царском дворце были представлены Фёдору Ивановичу. Окончательный выбор пал на Иова.
Торжественная церемония интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси состоялась спустя три дня. Её подробно описывает архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о Всероссийских Патриархах»: «Литургию совершал Вселенский Патриарх Иеремия, в присутствии самого Царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному Патриарху посох, а Царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».
Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия II оставил Уложенную грамоту, которая подтверждала факт учреждения Патриаршества в России. Далее последовала своего рода волна признания. На Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов Патриархи всех Церквей восточного обряда утвердили Патриаршие права Иова и всех его преемников на все времена. Кроме того, Предстоятель Русской Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов.
В 1721 году Патриаршество в России было упразднено. Император Пётр I создал Духовную коллегию, которую затем переименовали в Святейший Правительствующий Синод. В XIX веке он располагался в Санкт-Петербурге в здании на Сенатской площади, 3, где сейчас помещается Президентская библиотека.
Восстановлено Патриаршество в нашей стране было 11 ноября 1917 года решением Всероссийского Поместного Собора.
|
|