Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

430 лет русскому Патриаршему престолу 05.02.2019

430 лет русскому Патриаршему престолу

Президентская библиотека представляет жизнеописания первых Предстоятелей Русской Православной Церкви …

5 февраля 2019 года исполняется 430 лет со дня учреждения Патриаршества в России. В этот день в 1589 году первым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов, а сама Русская Православная Церковь обрела самостоятельность, выйдя из подчинения Константинопольскому престолу. На портале Президентской библиотеки представлено множество цифровых копий раритетных изданий, посвящённых истории Патриаршества в нашей стране, сообщает пресс-служба библиотеки.

К своей полной независимости Русская Церковь шла целых шесть столетий – с момента Крещения Руси в X веке. Об этом можно прочесть в десятом томе «Истории Русской Церкви» (1881), написанной митрополитом Московским и Коломенским Макарием и доступной на портале Президентской библиотеки: «Первый период, продолжавшийся два с половиною века (988–1240), был периодом ея всецелой зависимости от Константинопольскаго Патриарха, но вместе и периодом ея полнаго единства... Второй период, продолжавшийся три с половиною века (1240–1588), был для Русской Церкви периодом ея постепеннаго перехода к самостоятельности... С 1589 года начался для Русской Церкви новый период, продолжающийся доселе, период ея самостоятельности, который можно назвать также и периодом постепеннаго возсоединения ея разрозненных частей».

Первые шаги в сторону самостоятельности были сделаны в XV веке. Владыки Константинопольского престола в согласии с Антиохийским, Иерусалимским и Александрийским Патриархатами даруют нашей митрополии особые права: для назначения русским первосвятителям теперь не нужно было ехать в Царьград – они избирались на родине. Во многом этот промежуточный успех был обусловлен резко изменившимся геополитическим климатом в мире: Византийскую Империю захватывают турки-османы. Подробно об этом рассказывается в исследовании магистра Санкт-Петербургской духовной академии Ф.В. Четыркина «Жизнеописания Святейших Патриархов Московских и всея России: 1589–1700» (1892): «Когда в половине XV века Греческая или Византийская Империя пала под оружием Магомета II; когда исчезла христианская династия греческих Императоров; когда магометанство сделалось господствующею религиею Византийской Империи и на св. Софии крест Христов заменён был мусульманским полумесяцем, а христианская вера стала иногда только терпимою, а иногда гонимою, и сами Патриархи греческие должны были искать покровительства у русских Великий князей и Царей».

Кроме того, значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло. Вот что пишет митрополит Макарий в вышеупомянутой «Истории Русской Церкви»: «Православная Россия, под управлением своих православных могущественных Государей, сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею Православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».

Время шло, и всеобщее понимание необходимости создания русского Патриархата крепло год от года. Наличие в той или иной стране Предстоятеля Церкви подобного сана означало укрепление не только благосостояния государства, но и укрепление основ религии в целом. Специалист по церковному праву Н.А. Заозерский в своей книге «Основные начала желательного для Русской Церкви учреждения Патриаршества» (1906), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки, цитирует знаменитого византийского канониста XIV века Матфия Властаря: «Так как гражданское общежитие составляется, подобно человеческому организму, из частей и членов, то важнейшия его части – Император и Патриарх; посему единомыслие и согласие во всём власти императорской и архиерейской есть мир и благополучие подданных и в духовном и в материальном отношениях».

Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Ивана Грозного, Царь Фёдор Иванович. В середине 80-х годов XVI века он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Царьградом и главами других Поместных Церквей. Следом в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. В итоге он соглашается предоставить долгожданную независимость. Многие историки сообщают, что Фёдор Иванович настаивал на том, чтобы Предстоятель Константинополя сам же и возглавил Российский Православный Престол. Однако Иеремия отказался. Об этом можно прочитать в книге архимандрита Иосифа (в миру Иван Левицкий) «Краткие сведения о Всероссийских Патриархах» (1871): «Вселенский Патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к Церкви, прежде всего был по мыслям Царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил Царя за такое предложение, но высказал, что быть ему Патриархом в России, без согласия Восточных Патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить Патриаршество».

Иеремия II признавался тогда, что плохо знает русский язык и местные обычаи. Именно поэтому, считал он, Патриархом Московским и всея Руси должен быть именно русский человек.

2 февраля 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском пределе, где традиционно прежде избирали митрополита, в присутствии предстоятеля Вселенской Церкви выбрали троих кандидатов на Патриарший Престол: митрополита Московского Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Все они уже в царском дворце были представлены Фёдору Ивановичу. Окончательный выбор пал на Иова.

Торжественная церемония интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси состоялась спустя три дня. Её подробно описывает архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о Всероссийских Патриархах»: «Литургию совершал Вселенский Патриарх Иеремия, в присутствии самого Царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному Патриарху посох, а Царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».

Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия II оставил Уложенную грамоту, которая подтверждала факт учреждения Патриаршества в России. Далее последовала своего рода волна признания. На Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов Патриархи всех Церквей восточного обряда утвердили Патриаршие права Иова и всех его преемников на все времена. Кроме того, Предстоятель Русской Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов.

В 1721 году Патриаршество в России было упразднено. Император Пётр I создал Духовную коллегию, которую затем переименовали в Святейший Правительствующий Синод. В XIX веке он располагался в Санкт-Петербурге в здании на Сенатской площади, 3, где сейчас помещается Президентская библиотека.

Восстановлено Патриаршество в нашей стране было 11 ноября 1917 года решением Всероссийского Поместного Собора.

Источник









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru