Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О внимании и равнодушии близких

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О внимании и равнодушии близких 29.01.2019

Митрополит Климент: О внимании и равнодушии близких

Разбирая свои поступки, мы можем отметить, что с самыми близкими людьми часто поступаем, руководствуясь схемой: «Я тебя люблю, пока ты не нарушаешь моей комфортной жизни».

В небольшом городе в маленькой отдельной квартирке жила пожилая супружеская пара. Дети и внуки этих людей давно выросли. Хотя болезни одолевали стариков, те старались не унывать и со всеми домашними делами справлялись самостоятельно.

Однажды пожилой мужчина практически перестал вставать с кровати. Хоть и с трудом его супруга заботилась о нем, ухаживала, кормила, но сделать уборку в квартире была не в состоянии. Тогда они попросили взрослых детей приходить и помогать им раз в неделю навести порядок в комнатах, в ванной, на кухне. Детей у них было трое, и те согласились это делать по очереди. Но прошло немного времени, и они предложили свой вариант помощи: оплачивать работу человека, который бы приходил раз в неделю и убирал, чтобы не приезжать и не мыть все квартире самим. Дети понимали, что родителям надо помочь, но предлагали свой более удобный им способ, и удивлялись, почему мать и отец отказываются от их предложения.

Пожилые люди понимали, что у их детей есть работа, семейные заботы, поэтому, пока могли, ухаживали за собой сами, не прибегая к помощи родных. Денег у них не просили, — умели прожить на свои пенсии. Но сейчас, когда старички почувствовали, что земная жизнь их оканчивается, так захотелось чаще видеть близких, общаться с ними. Не чистый дом был нужен им, но что их дети, которые выросли в этом доме, помогая им в наведении порядка напомнят им о счастливых днях их молодости и проявят любовь и внимание. Состарившимся родителям хотелось почувствовать теплоты добра, но не того, чтобы дети откупились деньгами. Наемная домработница будет мыть старую чашку и может спросить, зачем хранить обколотую посуду, а выросшая дочь напомнит: «Мам, ты помнишь, как поила из этой чашки чаем с малиновым вареньем, когда в мороз замёрзшая пришла с улицы». У старушки-мамы теплотой любви наполнится сердце от воспоминания тогда еще маленькой своей дочке, прижавшейся к материнской груди.

В другой семье пример истинной любви дети видели в своих родителях. Этим чувством была наполнена атмосфера дома, и с годами оно все крепло. Несколько лет назад пожилой мужчина тяжело заболел, ему потребовалась помощь и постоянная забота. Супруга ухаживала за ним по мере сил, все труды были на ней. Безусловно, дети приезжали, помогали, но большую часть времени старики проводили вдвоем.

Сама женщина не обращала внимания на ухудшающееся здоровье, жертвовала всем, чтобы помочь любимому человеку, поддержать его. Но однажды болезнь проявила себя со всей серьезностью, и госпитализация стала неизбежной.

Как ни крепился пожилой супруг, но выдержать несколько недель без дорогой жены, без поддержки близких людей он был не в состоянии. Дети, взрослые внуки стали навещать его по очереди. Они слышали, как тяжелобольной молится. Он у Бога ничего не просил для себя, но постоянно повторял в молитве имя супруги.

Через некоторое время родные решили, что не могут находиться около состарившегося родителя постоянно. Они посовещались и решили совместными усилиями нанять ему хорошую сиделку. Для не очень общительного мужчины, ориентированного на малый круг близких людей, такое решение стало новым потрясением. Пожилой человек предлагал другие варианты, говорил, что ему лучше быть одному, и что скоро придет его супруга. Но по медицинским показателям ему одному быть нельзя.

Нашли подходящую сиделку. Постаревший отец много времени теперь проводил с ней, чувствовал себя неуклюжим, униженным. Когда родственники приходили, он настойчиво просил, чтобы те чаще приезжали к нему. Ему трудно было постоянно находиться с посторонним человеком.

Кто-то из детей задумался, а правильно ли они поступили, передав отца заботливой, но совсем чужой ему женщине. Будучи серьезно болен, он долго не выходил на улицу. Жена со всем справлялась одна, понимая, как ее супруг стесняется, даже когда за ним ухаживают сыновья, не говоря уже о чужих людях.

Однако, другой сын, усмотрев в поведении старика каприз, привел «неопровержимые аргументы», что надо поменять сиделку. Они нашли человека более общительного, который сможет оказать всестороннюю помощь: сделать укол, приготовить еду, помыть больного, и решили: «Нужно деликатно, но твердо дать понять старику, что все будет так, как решили». На этом варианте родные и остановились. Но понял ли их отец, что самым близким его переживания не безразличны?

Приведу в пример еще одну историю. Как-то раз один известный литератор во время прогулки заблудился. Он устал и весь продрог, но наудачу вдали показался дом. Хозяин оказал путнику милость: радушно встретил гостя, накормил его, посадил возле огня. После случившегося литератор повторял: «Для счастья человеку нужно совсем чуть-чуть — немного тепла и любви».

Видимо, о любви, добром отношении и забыли родственники стариков. Они сразу откликнулись на призыв о помощи, но решили не дать ее, а купить. В итоге то, что дети считали проявлением внимания, их родители приняли за равнодушие самых дорогих людей. Для людей, которые отдали все свои силы и жизнь, чтобы вырастить детей, на старости лет необходимо немного настоящей любви. Поседеть поговорить со своим выросшими сыном или дочерью, послушать увлеченные рассказы своих внуков, они воспринимают как самая ценная о них забота.

Как не допустить ошибку, если так хочется уберечь близких от огорчений? Ответ нам открывает Евангелие: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Необходимо поставить себя на место другого человека, прислушаться к его словам, тем более, если раньше он не был склонен о чем-то просить. Так, шаг за шагом, примеряя чужую боль на себя, обращаясь к Богу за помощью, отрекаясь от собственных порочных привычек, человек учится одной из главных заповедей — заповеди любви к ближнему (Мф. 22: 34—46).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru