Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Спасутся ли Сита и Рама?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Спасутся ли Сита и Рама? 09.11.2018

Митрополит Климент: Спасутся ли Сита и Рама?

Сейчас телевизионный канал «Культура» показывает индийский сериал «Сита и Рама» по эпосу «Рамаяна». Главные герои древнеиндийского эпоса, супруги Рама и Сита, совершенны во всех своих поступках.

Другие персонажи подвержены страстям: хитрят, обманывают, наносят вред природе или другим людям. Они то превозносятся, то впадают в печаль, то тщеславятся, то трусят. А Сита и Рама благообразны во всех своих поступках, у них нет ни капли эгоизма. За ними приятно наблюдать. А ведь они не знают Единого Истинного Бога, Спасителя всех людей. Однако они и так идеальны, без Христа. И тут возникает вопрос: получается, что перед нами альтернативный путь спасения? Без познания Господа Иисуса Христа, без соединения с Ним через правильную веру, а только через добродетельную жизнь?

Из всех языческих систем индуизм – наиболее продуманная и рационалистическая. Можно сказать, что индуизм – это пик достижений человеческого ума в создании религии. Поэтому он привлекает людей своей логичностью, абсолютной непротиворечивостью. Но мы должны помнить, что индуизм – религия человеческая. А христианство – это другой уровень, это религия Божественного Откровения, когда Бог Сам открывает Себя человеку, чтобы показать ему путь спасения.

Христианин должен стать подобием Бога. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 47) – вот та высота, к которой призван христианин. Но то, что мы видим в своей среде, порой не внушает никакого оптимизма, поскольку, что в реальной жизни, что в социальных сетях – скандалы, взаимные упреки, оскорбления... Увы, христиане ругаются, завидуют, осуждают, как все прочие люди. Со вздохом взглянув на себя и на окружающих, приходится делать коррективу на то, что человек поврежден грехопадением, он не в полной мере отражает в себе Бога. Поэтому христианин и взывает ко Христу: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием».

Другое дело Рама и Сита! Они идеальны в исполнении моральных предписаний сами по себе. Они не ищут Бога, Божия помощь им не нужна, они не взывают ко Христу с просьбами о помощи.

Так что же нам дает Православие? Поймем главное: от нас, православных людей, требуется не просто соответствие каким-то моральным идеалам и принципам, пусть высоким и прекрасным. Потому что мы знаем, что нас спасает не наша праведность. Разбойник, который был распят на кресте, вообще не был никаким нравственным идеалом. Он был настоящий убийца, совершенно справедливо приговоренный к смертной казни. Тем не менее он первым со Христом вошел в рай. Совершать хорошие поступки – это, конечно, хорошо, но не сами поступки определяют спасение человека. Человека спасает и открывает ему будущую жизнь наше соединение со Христом. К единству с Богом призывает нас Церковь, и это единство от нас требуется в Православии.

Нравственность помогает человеку пребывать в единении со Христом, потому что вести греховный образ жизни – это удалять себя от Бога, а соблюдать заповеди – это пребывать рядом с Господом. Но само по себе исполнение нравственных заповедей, без единения с Богом, не спасает. Спасение – не награда за праведность, за нравственность, за добрые поступки. Спасение – это обожение, это соединение с Богом, а совершение добрых дел – лишь средство достижения цели.

Но Рама и Сита не знали Христа. Значит, шанса на спасение у них нет? Если здесь, на земле, человек жил по совести, стремился ко благу, но не знал Христа и не соединился с Ним по объективным причинам, – не было никого, кто возвестил бы ему истину, то будущее его определит Сам Бог. Даже если человек не слышал о евангельских заповедях, у него в душе есть закон совести, а это тоже закон, данный человеку Богом. Следование совести есть благо. Но спасет любого человека все-таки не собственная праведность, а соединение со Христом, и только лишь оно.

Если человек узнает во Христе тот идеал, к которому он всю жизнь стремился, душа его будет спасена. А если человек, услышав о Христе, отвергнет Его и скажет: «Мне не нужен Христос, я сам – нравственно совершенен, я всю жизнь творил добро и достоин того, чтобы Бог меня за это наградил, вечную жизнь я сам заслужил», – это как раз будет гибельное состояние. Это будет реальное отвержение Христа, свидетельство величайшей гордыни. В таком состоянии человек не сможет соединиться с Богом, даже если все остальные заповеди он соблюдает.

Каково внутреннее состояние Рамы и Ситы, мы не знаем, его знает Господь, Творец всех людей – и верующих в Него, и неверующих. Но мы можем предостеречь себя от впадения в гордыню при виде собственных совершенств, если таковые вдруг появятся.

Апостол Павел пишет: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Получается, мы весь труд по преобразованию, усовершенствованию своей души, по исполнению заповедей Христовых должны проделывать для того, чтобы лучше видеть волю Божию о себе. Потому что чем чище будет наш ум, наша душа, тем легче нам будет увидеть волю Божию.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что, если человек занят трудом обновления своего ума, рассматривает все свои мысли, слова и поступки в свете Евангелия, то через какое-то время он начинает видеть вещи и явления мира неискаженно, приобретать о них здравые суждения. И это уже хорошо, даже если еще нет соответствующей этому видению жизни. Само это знание постепенно будет обучать человека и приведет его к правильным делам. «Прежде всего прочего, – говорит святитель, – надлежит нам иметь правильное суждение о вещах. Если еще не следуем добродетели, по крайней мере, научимся хвалить ее. Если еще не убегаем порока, по крайней мере, навыкнем порицать худое, чтобы хотя бы суд наш был правый. Держась сего пути, можем приняться и за самые дела».

Внешне это не такой блестящий путь, как у Рамы и Ситы, он исполнен трудностей, преткновений, падений, требует многих слез, молитв, покаяния, но этот путь – верный, единственно спасительный.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru